![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/c1/4d/05c14dbbc7aeb65d3cb97f2da641e5a5/569x700_1_4293bc252f797ad6baca919cc5dc854e@768x945_0xbw00L9jg_3307412167772495961.jpg.webp)
Начало 30-х. Ночные взрывы один за другим потрясают сонные улицы. Это на Коммунальной площади (до 1924 года она была Соборной, а с 1935 года стала Куйбышева) уничтожают главную городскую святыню — кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Громадина «боролась» за жизнь два года, но в конце концов пала. Правда, так, что битый кирпич потом заполонил чуть ли не весь центр города. Чтобы разгрести эти завалы, решили строить целый завод и привлечь заключенных. Рассказываем, как Самара лишилась одной из своих легенд.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/f5/ad/c5f5adb01ed7667e07c3730e03d74b77/656x288_1_abce887813bdf21b2ce25add39854790@818x359_0x5ojzLlwP_6934013748899475107.jpg.webp)
Главная городская святыня «рождалась» долго и в муках: на возведение кафедрального храма самарцы положили 25 лет и полтора миллиона рублей. А некоторые в буквальном смысле лишились жилья. Для строительства собора на самом высоком в тот момент месте города снесли сотни построек. Часть горожан пожертвовала свои усадьбы на богоугодное дело, а части власти выплатили компенсации.
Автором проекта топового культового сооружения Самары стал уроженец Парижа и архитектор Главного дворцового управления Санкт-Петербурга, профессор Эрнест Иванович Жибер. На его счету — отделка интерьеров Аничкова дворца, здания Экспедиции заготовления государственных бумаг на Фонтанке, памятник-бюст Петру I перед Домиком Петра I, церкви в Дубне, Ковеле, Переяславле, Житомире, Петербурге, Ялте. Большинство храмов, построенных по проекту Жибера, постигла участь самарского собрата. Впрочем, в нашем городе всё-таки уцелело одно из творений Эрнеста Ивановича — Покровский собор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/3e/79/d03e799c3a1382ff7299666618623ebe/656x511_1_9a10b017f13653bda8e1d1520899e86f@658x512_0xeBS9waF8_1974952642926491363.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/48/d4/7e48d4dc6569f094df5ce83c801d90ee/318x512_1_57b5f60c902507d3170cb8740414f810@318x512_0x0u1I5yzW_1150457573240793819.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/8d/fc/ab8dfc5fbf7158541808ccdaa75ddcc9/333x514_1_ba17637fdb4e0826bbca6891598e9f6f@333x514_0xm9aoszjm_2632510405064078667.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/56/6c/f1/566cf172aba56f316508376b44a2fc83/358x504_1_fe887eedf454b21ecb0f6652281d3a10@358x504_0xwPlClAoY_1800296345913703890.jpg.webp)
Стройку века Жибер контролировал наездами. Постоянный надзор на месте вели местные архитекторы. Достраивал храм самый известный из них — Александр Щербачев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/9b/f4/dd9bf4a3618b912b602dc975b5dd0113/510x319_1_3ff6b0cfb7b0574e7dc5e8bbc8b1ba90@510x319_0x88uorMae_9912824677070050747.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/8b/4a/478b4a9973cae2dee773d3a83549605b/290x407_1_cb1c0b3d466562f453834188e273ae4a@290x407_0x0WBaVaVs_6386817555371838129.jpg.webp)
— Собор в византийском стиле был городской доминантой. Сооружение для провинции грандиозное, фактически два храма в одном: верхний, основной, и нижний с усыпальницей, — поделился с 63.RU ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/07/de/3707dec40912404e004170321948f4c1/384x481_1_702ceeb59fc51d4e45e96595f05d0683@384x481_0xnCnF108G_2939665082907743240.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/e8/86/dde88687669c18b08f675aba009bcda3/341x515_1_b0ddbac417fd711605871cb6c9899013@341x515_0xnEkh90JL_9592984733316688122.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/ab/6b/6fab6b092356e584349ca9944c61df43/656x486_1_a989b7cd0a79de8092a29e9055946adf@1140x844_0x0AzM0hDC_3954504618049828346.jpg.webp)
С 1924 года собор отдали появившемуся после революции движению обновленцев.
Обновленцы — раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года. Тогда при активном участии советской власти группа духовенства под названием «Живая церковь» пыталась отстранить от управления патриарха Московского и всея Руси Тихона. Для этого новые раскольники создали Высшее церковное управление (ВЦУ).
— В конце 1929-го хотели не снести собор, а перестроить его под Дом культуры, убрать фактически все элементы, напоминающие о том, что это церковное здание (купола, главки). И этот проект реконструкции поручили составить архитектору Петру Щербачеву, отец которого фактически завершал строительство собора в конце XIX века, — объясняет начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин.
Но вскоре стало ясно, что приспособить кафедральный собор под учреждение культуры невозможно. 7 июня 1930 года президиум Самарского горсовета подписал храму приговор.
— Здание бывшего Кафедрального собора разобрать. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры в текущем строительном сезоне совместно с Крайисполкомом и Крайпрофсоветом, отпустив в текущем году для начала строительства 200 тысяч рублей из городского бюджета. Объявите конкурс на составление проекта нового Дома культуры, — постановили члены президиума.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/67/b7/6067b7e32f436beb2228c3d833f804fc/532x511_1_ca0be98d9e0eec53e27637c6486ecb29@532x511_0xfj5wb44R_4188637033657324282.jpg.webp)
— Разбирали и взрывали Храм Христа Спасителя в Самаре с февраля 1930-го до марта — апреля 1932-го, — говорит Евгений Малинкин.
Поняв, что одними кирками и лопатами быстро с такой махиной разделаться не удастся, решили взрывать. Причем не всё здание разом, а по частям.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/54/6d/1b546d496c5c6f5727c970837973ad75/656x415_1_6797fd7da2bd738cf02ebff3d8be2383@678x428_0xdFc0u5IP_2615907988221510142.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/72/84/2472840d2ce558006afebf4b568e8d86/619x427_1_2c989bf3ffe3f4fa0df915ab4031c595@619x427_0xZKFsXYmy_0102747804065591149.jpg.webp)
При этом в самый разгар взрывных работ большевики успевали еще и строчить доносы друг на друга. Кидались обвинениями в халатности и полной неготовности процесса.
— Произведено уже несколько взрывов и всё безрезультатно, и лишь лишнее дробление кирпича. Последний взрыв даже не производился, несмотря на то, что были вызваны люди, 25 человек для оцепления, милиция, задержано трамвайное движение и др. Причем в момент взрыва выяснилось, что всё не готово, что нет электроэнергии для взрывания, — жалуется на халатность коллег в Государственное политическое управление один из строителей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/6d/64/866d64bb276fa896827c901c8c6b9d88/512x547_1_969d8a89548cfea01dbaf99b85c674d9@512x547_0xpMMW8MD9_7150349906365231376.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/17/1a/7a171a36a3f2b94ed517ed7f28fe830e/641x448_1_77cb3146762cb415bd67bfb13313b32c@641x448_0xiYUrc8tz_0430045364571466872.jpg.webp)
Уничтожали собор пусть неспешно, но всё-таки планомерно. Так что вскоре весь центр города буквально «захлебнулся» в битых кирпичах. Подвод с лошадьми и машин, чтобы вывезти строительный мусор, не хватало. Ответственные за снос даже думали использовать для этого дела трамваи, но отмели идею, как нереальную.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/36/e3/e436e331d32a9c903653277e174433cf/613x418_1_8d3f4e7a9468c2f2c823b678f942f8c1@613x418_0xONaaCu0K_6348111309894220721.jpg.webp)
В конце концов, для «борьбы» с завалившими всю округу стройматериалами придумали поставить завод. На предприятии из мусора от разборки здания вырабатывали теплобетонные камни.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/93/56/b39356b0be737873bdade45f46ff99c8/344x478_1_1d426f42945f193b719e2181f357209c@344x478_0x0pHHZTab_0731995775919520079.jpg.webp)
— Часть кирпича была переработана, часть пошла на ряд сооружений в городе, — объясняет Евгений Малинкин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/10/76/a41076a792f285eaed6f6bda4a49ad37/656x407_1_6d3fbe5ab14d8f1eeedb35099df51f9b@685x424_0xaPtRd0Pt_1977834941713963683.jpg.webp)
Мифотворцы утверждают, что из освященного кирпича в Самаре возвели Дом радио и Дом промышленности.
— Документов об использовании кирпича для строительства Дома промышленности я не видел, но это вполне возможно при дефиците стройматериалов в тот период, — не исключает такой вариант Евгений Малинкин.
Строительный мусор тоже шел в дело: его использовали при закладке фундамента нового ДК (сейчас Театр оперы и балета) и для засыпки городских оврагов.
Кстати, рассматривалось несколько проектов будущего ДК. Посмотрите, каким сейчас мог бы быть наш оперный:
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/90/fd/5b90fdae54d75a4954737509d8cea369/656x495_1_4e08f03d5391e027491cd68ed1dcb4c4@1280x964_0xyjaXtx4z_9052324723052824322.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/22/ee/9e22ee25ae5a19bebb1ce83875500d5e/656x277_1_7ba86b539592fab0ecb81a55b61d814d@1280x539_0x16EI0woC_5605902298920910625.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/3a/15/483a15f01a641209e5538bba894234d0/656x306_1_55777c2d002e03b149197e0636272241@1280x597_0xgcGKdC5i_1732851394016139242.jpg.webp)
В ноябре 1938 года вместо культового сооружения на площади открыли культурное — в новеньком ДК на площади Куйбышева были и театр, и библиотека, и спортзал, и художественный музей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/88/33/73/88337342b754906cf279982b1373d475/656x438_1_dc96da9d0df3271edb3ac12854798f9f@656x438_0xQFrSY9f0_4440599433082859058.jpg.webp)
А здесь можно посмотреть, как выглядела площадь Куйбышева сразу после сноса собора.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.