Они приехали сюда со всех уголков России и встали лагерем на поле под городом Кинелем Самарской области. Мы побывали в пункте временного размещения мигрантов из Узбекистана и посмотрели, как они живут и на что надеются.
От вокзала до палаток
Первые мигранты из Узбекистана начали прибывать в Кинель в середине августа. Они буквально оккупировали железнодорожный вокзал в этом городе. Десятки людей хотели уехать домой, но была одна проблема — поезда не ходили в Ташкент из-за угрозы распространения COVID.
А иностранцы продолжали и продолжали прибывать. В конце месяца региональные власти развернули пункт временного размещения мигрантов. Они начали вести списки всех прибывших, ставить их в очередь на отправку домой.
Параллельно власти России и Узбекистана начали вести переговоры. Ситуация осложнялась тем, что поезда из России следовали через Казахстан, а эта страна закрыла границы на карантин. Но сторонам удалось договориться, и первый рейс доставил 800 жителей Узбекистана на родину.
Но ситуация не изменилась. В тот же день в лагерь под Кинелем прибыло ещё 300 человек. Чем больше мигрантов отправляли домой, тем больше людей приезжали в ПВР. В какой-то момент число жителей лагеря достигло максимума — больше 4000 человек.
В середине сентября стало понятно, что поездов для отправки мигрантов на родину может не хватить. Если они и дальше продолжат прибывать в Кинель, то рискуют остаться здесь до холодов. А на работу в такую погоду ПВР не рассчитан.
Посмотрите, как выглядел лагерь с высоты птичьего полета.
Тогда руководство лагеря приняло решение закрыть регистрацию. Это значит, что теперь жителям ПВР остаётся только ждать своей очереди на отправку. Но когда это произойдёт, никто не знает. Остальным же придётся искать другие варианты доставки на родину.
— Кроме поездов, открыто регулярное авиасообщение. Самолёты летят из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары едва ли не каждый день. Но они почему-то приезжают сюда, создают непонятный ажиотаж, — рассказал начальник ПВР Александр Есипов.
Однако не каждый житель лагеря может позволить себе билет на самолёт. Даже самый дешёвый перелет может стоить больше 25 000 рублей. При этом билет на поезд гораздо дешевле.
По официальной информации, последний поезд из Кинеля в Ташкент отправился 23 сентября 2020 года. На нём в Узбекистан отправили 943 мигранта. В этот же день 145 иностранцев вылетели на родину рейсом Самара — Ташкент авиакомпании «Узбекские авиалинии».
Свободные, но с перекличкой
Всех прибывших мигрантов администрация ПВР регистрировала, вносила в базу и проверяла документы. Это было необходимо, чтобы отсеять нелегалов. При необходимости иностранцев осматривают врачи.
Сейчас в лагере проживает около 2700 мигрантов. 800 человек находятся в палатках, предоставленных руководством ПВР. Остальные же живут в самодельных шалашах неподалёку.
Здесь же находится рынок. В основном на нём торгуют их соотечественники, и продают здесь национальные блюда, продукты и одежду.
Два раза в день в лагерь привозят по 10 кубометров питьевой воды. Мигранты используют её не только для приготовления пищи, но и для гигиены. Они даже приспособили одну из туалетных кабинок под душевую.
Иногда иностранцы устраивают футбольные матчи на поле неподалеку. А вот молитвы и намазы им приходится проводить в одиночку или за пределами лагеря.
— Мы против массовых религиозных собраний. Если хотят, то могут отойти в поле и там совершить молитву, — пояснил Александр Есипов.
При этом, по его словам, жители лагеря абсолютно свободны в своём времяпрепровождении. Если они хотят, то могут в любое время выйти за периметр и пойти в соседнее село или город за продуктами или на подработку.
Но накануне каждого нового рейса здесь начинается перекличка. Десятки людей вплотную подходят к ограждению, чтобы услышать свое имя и фамилию. Их выкрикивают работники ПВР, причем нередко вместе с переводчиками — не все мигранты понимают по-русски. Тем, кто услышал своё имя, нужно подойти в палатке с документами и повторно зарегистрироваться.
Иногда на перекличке можно услышать в ответ: «А когда наш поезд?» Но ответа на этот вопрос никто не знает. Порядок для всех один — первыми уезжают домой те, кто раньше зарегистрировался.
После переклички имена счастливчиков вывешивают у входа в лагерь, список дублируют на двух языках. Иногда своей очереди приходится ждать от 7 до 10 дней.
В тот день, когда прибывает поезд, мигрантов из списков вывозят на автобусах на вокзал. Там они покупают билеты и отправляются домой.
«Я уеду. Но вернусь»
У большинства находящихся здесь мигрантов есть страх остаться в России навсегда. Именно этот страх заставил их бросить работу и дом и поехать в Самарскую область. Многие прибыли сюда из Московской, Ленинградской и других областей, даже из южных краёв.
Музафар Ахметов — один из таких. Он потратил 8000 рублей на такси, чтобы приехать сюда. Но своё нахождение в лагере 60-летний мужчина называет случайностью.
— Я несколько лет жил и работал в санатории МВД в посёлке Токсово Ленинградской области. Там были я и моя семья — 4 сына, 1 дочка, 5 внучек и 4 внука. Но сейчас мне нужно вернуться на родину. Я хочу там оформить документы, чтобы получать пенсию. Я уеду, но вернусь, — рассказал мигрант.
Однако не все иностранцы уезжают из ПВР на родину. Несколько раз в лагерь приезжали представители разных фирм и искали работников. Но, несмотря на выгодные условия, соглашались единицы.
По словам представителей Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, в регионе открыли 2000 вакансий для временной и сезонной занятости. Средняя зарплата — от 17 000 рублей.
Одна из компаний планировала подобрать работников на стройку. Как сообщили в Минтруда, работодатели предлагали зарплату от 50 000 рублей и проживание за их счет. Однако мигранты отказались. По словам представителей ведомства, основная цель мигрантов — не работа, а возвращение на родину.
— Им предлагали зарплату от 40 до 80 тысяч, бесплатное проживание в общежитии, регистрацию, деньги на еду, а они отказываются. Я бы и сам к ним пошёл на таких условиях, ей-богу. А они вбили себе в голову идею, что из России не уехать, и точка, — пожаловался Александр Есипов. — Мы хотели сделать добро. И оно ударило нас обухом по голове.
Первые рейсы из России в Ташкент ходили примерно раз в неделю. Теперь их количество выросло в два раза. По предварительным расчётам, всех зарегистрированных здесь мигрантов вывезут на родину до начала октября. После этого лагерь свернут и ликвидируют.