RU63
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Самаре

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

с-в.

767мм 98%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Недвижимость интервью

«Многоэтажки — это признак нищеты»: архитектор Дмитрий Орлов рассказал, почему нужно взрывать дома

Автор проекта нового Дворца спорта нашел способ избавить Самару от пробок

Дмитрий Орлов рассказал о своем видении застройки Самары

Исторический центр Самары нуждается в точечной застройке. Такого мнения придерживается архитектор Дмитрий Орлов. Мы побеседовали с художником и узнали, почему новые жилые микрорайоны похожи на мыльный пузырь и как нужно перекроить карту города.

Дмитрий Орлов — главный архитектор компании «Волгатрансстрой-проект» («ВТС»). Одним из известных его проектов являются монумент «Гордость, честь и слава Самарской области» и комплекс фонтанов у площади Славы. Также он разработал проект нового Дворца спорта на Молодогвардейской и речного вокзала.

«Мой студент хотел построить квартал-баню»


— Ваша студентка Анастасия Липилина отправила на архитектурный конкурс «Золотой Трезини» проект набережной в районе поляны Фрунзе. Кроме неё заявки подали ещё несколько ваших выпускников. Расскажите об их проектах.

— В этом году 8 из 22 моих студентов отправили свои дипломные работы на этот конкурс. Основная тематика — преобразование Самары. У каждого своё видение этого вопроса, и работы получились разные.

Масштабные изменения города стали темой дипломов студентов

Один из них считает, что город недостаточно привлекателен для туристов зимой. Поэтому он предложил построить в районе ДК Литвинова целый квартал терм — бань, как в Древнем Риме. Туда могут массово приходить люди зимой и проводить целый день. Но не просто нежиться в теплой воде или солярии, но в купальнике читать книги в библиотеке или смотреть фильмы в кинотеатре. Идея была такой, что в этот культурный центр смогут приезжать люди даже из других городов, чтобы отдохнуть.

В комплексе бань даже разместили бассейн под открытым небом 

Проект огромный, но гипотетически его исполнить возможно. И он будет коммерчески выгодным, окупится.

Другие выпускники предложили заняться точечной застройкой исторического центра города. Мои студенты на бумаге выделили здания, которые не надо сносить, а в промежутках между ними нужно построить несколько корпусов разного назначения — как жилые, так и школы, например. И всё, квартал не пустует.

Архитектор придумал, как оживить исторический центр города

«Нельзя допустить второго "Кошелева" в Старом городе»


— И вы так спокойно рассуждаете о точечной застройке? В чём подвох?

— Всё, что предложили мои студенты, — это точечная застройка здорового человека. Старые дома реконструируем, а рядом с ними строим новые здания. Они заполняют пустоты. И так мы получаем восстановленный фрагмент старой части города.

Студенты предложили застроить центр Самары новыми домами

Наши идеи опираются на композицию, на чувство гармонии. Домики-«вставки» могут быть чуть выше или чуть ниже своих соседей. Все зависит от конкретной ситуации. Речь скорее о восстановлении, а не об уплотнении.

А есть точечная застройка курильщика, когда в уже сложившийся квартал с детскими и спортивными площадками приходит застройщик и вставляет дом. При этом он не добавляет ничего к инфраструктуре.

Другой вопрос — комплексное строительство. Так, например, сделан «Кошелев-проект» — вычистили всё под ноль и построили новые дома. Если делать так в Старом городе, то мы его потеряем и получим второй «Кошелев». Этого нельзя допустить.

Единственный вариант комплексного строительства в Старом городе — это пересмотр инфраструктуры. Надо проанализировать застройку кварталов, понять, чего не хватает, и отводить часть земли именно под эти нужды. Школы, больницы — вот что нужно там.

Архитектор предлагает застраивать Старый город небольшими домами

«Самарцы ходят на публичные слушания, как в театр»

— Как вы оцениваете изменения, которые произошли в Самаре за последние несколько лет?

— У самарцев появился интерес к архитектуре. Последние шумные обсуждения были, если не ошибаюсь, когда строили вокзал и филармонию, потом — тишина. Нас разбудил чемпионат мира по футболу. И всё началось со скандала со стрелкой, где хотели стадион разместить. Люди начали волноваться. Они же теперь ходят на публичные слушания, как в театр. Так и должно быть, это нормально.

Там часто обсуждают количество парковочных мест у новых домов. Та норма, которая существует сейчас, с 1 машино-местом для квартиры, на мой взгляд, неправильна. Слишком много городского пространства отводится для машин.

Дмитрий Орлов наглядно объяснил, к чему приведёт увеличение нормы машино-мест

Предположим, у нас есть дом в 22 этажа. На каждом по 8 квартир, и у каждой — по месту на парковке. Если сам дом занимает 500 квадратов, то стоянка — в 10 раз больше, целый квартал. И это мы ещё не считаем детские и спортивные площадки, газоны и прочее. А дороги-то шире не становятся.

Правильно — как раз 1 место на 3 квартиры. Этот норматив считали по количеству машин у горожан. И число машин должно снижаться. Городу нужнее разумно организованный общественный транспорт, а не рост количества машин.

Также ограничение по парковочным местам тесно связано с попытками ограничить этажность домов. Логика подсказывает, что надо строить небольшие дома, максимум в 5 этажей.

— А какие есть негативные изменения?

— Всё валится в ад. Строители переуплотняют город — на маленькую территорию заселяют огромное количество людей. Во дворах-колодцах даже шагу некуда ступить.

Это можно заметить в Постниковом овраге. Сначала здесь была одна высотка в чистом поле. А потом дома начали расти как грибы — быстро и плотно.

Лучше осваивать такие территории, как ЗИМ. Это большая площадка, которую нужно застраивать. Рекультивацию проведут, технические проблемы решат, и вперёд! Здесь должен быть новый центр города с комплексной застройкой.

Художник предлагает переместить центр города в другое место

Многоэтажками нужно застраивать новый центр города, после Полевой. Те, кто боятся транспортного коллапса, могут не беспокоиться — местные будут ходить на работу пешком, а не ездить на машине. А сейчас мы, как в Москве, тратим по полтора часа на дорогу.

Сейчас строительство в Самаре разбалансировано. Новостройки до сих пор появляются на пустых местах. Но когда спальный район, место, где человек живёт, находится на одном конце города, а работа — на другом, это ненормально. Дороги не выдерживают потока машин, а в транспорте пассажиры набиты битком.

«Когда цена старых квартир приблизится к цене новостроек, произойдёт коллапс, и новые районы лопнут как мыльный пузырь»

Если строить и осваивать город по уму, то и ехать никуда не надо будет. А машину можно будет использовать только для поездок за город.

«Многоэтажки — признак нищеты»


Но тогда стоимость квартир будет запредельной. Даже с ипотекой многие не потянут покупку жилья. Что тогда делать?

— Снимать квартиры. Это гораздо дешевле ипотеки. Большинство людей не могут себе её позволить. Если арендовать, то можно выбрать ту квартиру, которая будет отвечать всем запросам. Я сам так 15 лет живу. Аренда жилья — это мировой тренд.

Самый лучший вариант, который удовлетворит большинство горожан, — это доходный дом. Таких было очень много в позапрошлом веке. Но такое строительство сейчас — большой риск. Застройщики не хотят зарывать деньги в землю. Им куда удобнее быстро построить дом, быстро распродать квартиры и уйти. Они не понимают, что доходный дом окупится лет через 15–20 и потом будет приносить выгоду постоянно.

Мне кажется, город надо делить на районы по возрасту его жителей. Молодым нужно жить в центре. Родителям с детьми — в тихих и безопасных районах. Малыши подросли — их в центр, а мамам и папам — ещё дальше, где ещё тише и спокойнее.

Дмитрий Орлов не видит ничего плохого в съемном жилье

Покупка одного жилья на всю жизнь — это утопия. А уж тем более в многоэтажном муравейнике. Это в нас говорит советское наследие.

Да, в какой-то момент во всём мире начали строить панельные многоэтажки. Вот только в Западной Европе с 70-х годов от этого стали отказываться, и дома начали взрывать и разбирать до 3–5 этажей. И они активно продаются. Всё, что выше, пустует.

Обратная история в Китае. Там такое жильё актуально и сейчас. Из-за большой плотности населения квартира в панельном доме — это роскошь. У них даже личных туалетов может не быть — один на этаж. Выходит, чем ниже уровень жизни, тем выше дома. Высотки — это признак нищеты и отсутствия индивидуальности. Они предназначены для людей с ущербной жизнью, которым не нужно личное пространство. Это реальность мира высоток.

Новым районам художник предсказал скорую гибель

У нас сейчас идёт массовое строительство штампованных домов — Кошелев, Южный город, Волгарь, Новая Самара. И рано или поздно на рынке будет столько жилья, что в него смогут поселиться все желающие. Население Самары сейчас не растёт, а сокращается. Однажды жилья станет слишком много, спрос упадёт, в том числе и на вторичку. Когда цена старых квартир приблизится к цене новостроек, произойдёт коллапс, и новые районы лопнут как мыльный пузырь.

В Крутых Ключах немало однотипных домов 

Их же строят не для семейных людей. В СССР к этому вопросу подходили иначе. Панельки строили по пропорциям, которые соответствовали демографии: 20–30% «трёшек», 50% «двушек» и остальное — «однушки».

«Высотки — это признак нищеты и отсутствия индивидуальности. Они для людей с ущербной жизнью, которым не нужно личное пространство»

В новых районах нельзя жить семьей. Здесь 5% трёхкомнатных квартир, 25% «двушек», а остальное — однокомнатные. Такое жилье востребовано у студентов и гастарбайтеров. Им нужен угол, чтобы где-то переночевать, и всё.

Новые районы нарушают баланс города. А из-за этого у нас и все проблемы с коммуникациями, многочисленные прорывы. Слишком большая нагрузка на изношенные сети. Воде от котельной надо пройти немаленькое расстояние до крана. И поэтому то тут, то там протекают трубы. Замену растянутых коммуникаций сделать очень дорого, а точечный ремонт можно сравнить с Тришкиным кафтаном.

Ещё один минус новых районов — отток населения. Южный город же не в Самаре находится, а в Лопатино, в 800 метрах от города. Ещё чуть-чуть, и мы потеряем статус миллионника. А вместе с ними и все финансовые преимущества, на то же строительство метро, например.

«На стройку метро уйдет три года»


— Кстати, о метро. В 2020 году будет готов проект строительства станции «Самарская». Как вы оцениваете шансы на его реализацию?

— Главная проблема — это деньги. Их нужно получить гарантированно и в нужном объеме, чтобы стройка не растянулась надолго. В Москве этот же объем работ выполняют за год и вводят в эксплуатацию по несколько станций. Но там и денежный поток больше. У нас же всё иначе. То, что можно было сделать за 2 года, растянули на 8 лет.

Строительство метро — один из новых проектов архитектора

Раньше метро отвечало нуждам трудящихся — рядом со станциями были заводы, и рабочим было удобно. Кто тогда знал, что заводы перестанут работать?

Здесь нельзя работать так, как прокладывали тоннель на Гагарина. Если уходить под землю, то пострадают памятники архитектуры, тот же дом Маштакова. Для подземной проходки не хватит ширины улицы. Сильно углубляться тоже не выйдет — будет большая разница по высоте с другими станциями. Поэтому приняли тяжелое решение строить открытым способом. То есть нужно будет рыть котлованы, перекрывать дороги.

При этом работы на каждом участке при хорошем финансировании могут занять год, таких участков три. Сделать всё сразу не получится, придётся перекрывать центр города от Полевой до Ярмарочной. Это жёсткий удар по городу — жители, магазины, «Макдональдс» на Полевой, транспорт — всё будет испытывать затруднения.

Примерный план строительства нового тоннеля на Самарской

А если разбить на 3 участка, по одному в год, то пережить строительство будет легче. Каждый участок в пределах квартала, такое перекрытие не повлияет так сильно на транспорт и предприятия, и работы будут завершены быстрее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления