— Провести метро под проспектом Кирова было куда выгоднее, чем под улицей Гагарина, — так считает известный самарский социолог Владимир Звоновский. По его мнению, репутацию нерентабельной, на первый взгляд, подземки можно спасти весьма радикальными способами. На эту тему также высказался профессор СГЭУ.
— Нет песни печальней самарского метро.
Труба в земле с рельсами выгодна при определенной плотности населения, живущего на поверхности. Скажем, провести эту трубу под проспектом Кирова было куда выгоднее, чем под Гагарина, просто потому, что половину Кирова занимают девятиэтажки и выше, а вдоль Гагарина сплошные хрущобы.
В Самарском метрополитене открыты и работают 10 станций. Расстояние между конечными («Юнгородок» и «Алабинская») — 12,6 километра. При этом составы начинают и заканчивают движение на одном пути, но в туннеле у станции «Российская» проходят через стрелку на второй путь и дальше следуют по обычному маршруту. В среднем время ожидания поезда составляет от 6 до 10 минут. Сейчас в Самаре активно обсуждают вариант строительства станции «Театральная».
Второй важный аспект — оборудование для строительства, а именно проходческий щит. Их в стране считаные единицы. Несколько лет назад один и тот же щит использовался в Казани и Самаре — посверлил в Казани, разобрали, перевезли, собрали, посверлил в Самаре, деньги кончились, разобрали, увезли и т.д.
Что можно сделать для улучшения экономики самарского метро. Застроить площадку 4ГПЗ 25-этажными жилыми зданиями, снести хрущобы на Гагарина, застроить улицу высотками, увеличится нагрузка на метро, его убытки сократятся.
Но это — половинчатое решение. Метро не может быть какой-то самоцелью, оно должно быть встроено в общую транспортную систему города, которой нет. Поэтому у метро в Самаре и нет перспективы.
Нужно создать единую транспортную систему в городе. Все это уже 18 с половиной раз описано во всех стратегиях. Например, связь с аэропортом. Электричка от закрытого терминала в Курумоче до станции Пятилетка, переход в закрытом терминале на метро, метро до площади Сельского хозяйства, под площадью закрытый терминал пересадки на скоростной трамвай по Ново-Садовой, трамвайные пути провести под или над существующими путепроводами (насколько я понимаю, развязка улиц Советской Армии и Ново-Садовой строится не для сквозного пропуска трамвая, а чтобы губернатор мог быстрее доезжать до аэропорта). Но то, что делается, и что нужно сделать — это разные миры в Самаре.
P.S. Есть такой город Омск. Недавно он стал шестым по численности городом в стране, оттеснив Самару. Два года назад построенные несколько станций метро были засыпаны, но город продолжает расти во всех смыслах этого слова. Не нужно делать из метро фетиш роста. Это не всегда так.
Согласны с автором?