Грузовой порт нельзя переносить на реку Сок. Несколько десятков обращений такого толка горожане направили в адрес мэрии во время общественных обсуждений поправок в генплан. Они считают, что такой объект в Красноглинском районе только навредит жителям, и объяснили почему.
Зачем нужно перенести грузовой порт
Сейчас грузовой порт располагается на стрелке рек Волги и Самары. Но территорию хотят отдать под комплексную застройку, так как это видовое место и находится оно в центре города. Поэтому региональный Минтранс начал прорабатывать вопрос о переносе объекта на другую площадку. Однако быстро сделать это не удалось.
Еще в 2017 году в качестве новой площадки для грузового порта рассматривали территорию у стрелки рек Сок и Волги. Посмотрите схему.
— Проектируемая территория ограничена с запада рекой Волгой, с северо-запада — устьем реки Сок, с севера — индивидуальной частной застройкой, с юга и востока — естественным горным рельефом местности. Ее площадь составляет 68 га. Новый грузовой порт будет представлять мультимодальный комплекс, — сообщали тогда в региональном Минтрансе.
По заказу ведомства подготовили и утвердили проект планировки под стройку, внесли нужные изменения в генплан Самары. Однако жители Красноглинского района выступили против переноса порта на Сок и организовали сбор подписей под петицией. Власти же начали искать альтернативные варианты.
И когда казалось, что чиновники услышали жителей, на суд горожан представили поправки в Генплан, где по-прежнему были отображены данные об идее переноса речного порта к стрелке рек Волги и Сок. Это вызвало новую волну возмущений. Жители направили несколько десятков обращений в мэрию во время общественных обсуждений проекта.
«Отрава» и пробки
Свое негативное отношение к идее переноса грузового порта к стрелке рек Сок и Волги большинство самарцев объяснило заботой о природе. По их мнению, объект негативно скажется на экологии района:
— Переносить грузовой порт в район Красной Глинки — преглупейшее решение, показывающее отсутствие каких-либо разумных мыслей в головах управленцев. Это Жигулевские ворота — наша гордость, жемчужина мирового значения! Там обитают перелетные птицы (цапли, утки), соколы. В протоке рыба весной идет на нерест. К тому же от Сокского моста течение идет вниз через всю Самару. Все нечистоты — мазут, смазочные материалы, мусор и грязь — с порта будут течь в сторону пляжей, турбаз и островов. Отдыхать там станет невозможно и опасно для здоровья. Волга, где расположены водозаборные сооружения, будет загрязнена.
Один из участников общественных обсуждений также напомнил чиновникам, что этот проект противоречит санитарным нормам:
— Речные порты должны размещаться ниже жилой застройки по течению реки. А на предлагаемой схеме порт находится выше жилой застройки Красноглинского района.
Также жители опасаются ухудшения транспортной обстановки на выезде из Самары:
— Грузопоток, который будет приходить в порт, в большинстве своем не будет предназначен для Самары. Чтобы добраться до трассы М-5, необходимо выезжать на мост через реку Сок, что создаст огромную нагрузку на дорожную инфраструктуру. Будут постоянные пробки, а летом они и без этого там огромные! Также будет разрушаться дорожное полотно.
«В чём выгода?»
Поступило в адрес мэрии и множество вопросов о целесообразности проекта. Жителям непонятно, в чём же его выгода для города:
— Старый речной порт очень грамотно расположен. Его достаточно для работы речного транспорта. Для чего нужны новые траты и кому это выгодно? Много куда можно вложить деньги с умом! Куча нерешенных проблем в городе. Очень не хватает транспортных развязок на основных магистралях — город стоит в пробках!
Некоторые самарцы считают, что объект даже не окупит сам себя:
— Категорически против строительства грузового речного порта на Красной Глинке. В этом строительстве нет экономического смысла из-за низкого товарооборота водного транспорта на Волге. Объект, с учетом затрат на демонтаж объектов действующего порта, никогда не окупится. При этом город лишится рекреационной зоны. Грузовой порт выше, чем все пляжи Самары, поставит крест на идее города-курорта.
Если не на Сок, то куда?
В Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области 63.RU сообщили, что еще не определились с местом размещения объекта:
— Решение о переносе грузового речного порта не принимали. Вопрос по размещению, компоновке и мощности терминалов сейчас находится в стадии проработки с профильными министерствами и ведущими проектными организациями.
Есть еще как минимум один вариант. Принять у себя речной порт готовы в Октябрьске. Это небольшой городок под Сызранью, находится на берегу Волги.
Впрочем, не исключено, что объект останется на своем месте. В тех же поправках в Генплане указаны не только данные по строительству порта в Красноглинском районе, но и информация о реконструкции действующего сооружения. И какой из вариантов в итоге воплотят в жизнь, ответить никто не готов.
Глава Департамента градостроительства Самары Сергей Шанов объяснил 63.RU, каковы перспективы строительства объектов, обозначенных на картах Генплана:
— Обозначение этих объектов в Генплане позволит ускорить работу над ними после их включения в государственные и муниципальные программы и при наличии финансирования.
А на ваш взгляд, куда стоит перенести грузовой порт?