Министерство транспорта Самарской области назвало сроки строительства магистрали Центральной. По словам чиновников, дорогу начнут строить уже в 2022 году, а закончить первый этап планируют через два года. Однако подобное жители слышат уже не первый год. Так насколько реальны шансы, что магистраль Центральную — хотя бы первый этап — построят? И от чего зависит реализация столь масштабного проекта?
Проект с многолетней историей
Магистраль Центральная — один из самых известных и масштабных проектов Самарской области. Первые упоминания о ней появились в генплане губернской столицы еще в 1965 году. С тех пор дорогу от Ракитовского шоссе до Крымской площади (площади Урицкого. — Прим. ред.) переносили из одного документа в другой.
Однако с 2016 года чиновники начали «готовить почву» для строительства. Сначала самарцам представили 3D-проект будущей магистрали. Тогда же Минтранс в очередной раз актуализировал параметры новой дороги. Известно, что здесь будет шесть полос для движения, с зелеными «разделами», велодорожками, парковками и надземными пешеходными переходами. В районе станции «Дачная» хотят построить путепровод тоннельного типа. Остальные изюминки проекта вы узнаете, посмотрев видео.
Уже тогда Минтранс не исключал возможность привлечения инвесторов к строительству. Осенью 2016 года российская делегация презентовала в Мадриде проекты скоростных дорог. Среди них была и Центральная. Предполагалось, что в этом случае проезд для самарских автомобилистов придется сделать платным. И такса будет варьироваться от 79 рублей для легковых автомобилей до 237 рублей для грузовиков.
Казалось, что до реализации многолетней задумки осталось совсем немного времени. В 2017 году Росавтодор одобрил проект строительства магистрали Центральной и рекомендовал его для дальнейшей проработки. Специалисты организации оценили строительство магистрали в 7,3 миллиарда рублей. Ожидалось, что из федерального бюджета выделят 3,064 миллиарда рублей, из регионального — 1 миллиард рублей. А остальное должны были внести инвесторы. Областные власти ожидали, что деньги перечислят в 2018 году. После этого строительство должно было стартовать.
Но прошло еще пару лет, работы на объекте так и не начинались. Однако Минтранс приступил к подготовительному этапу. Чиновники выкупали земли под размещение объекта или судились с владельцами стоянок, которые разбили, например, на пересечении Алма-Атинской и проспекта Карла Маркса.
Осенью 2020 года представители ведомства снова передвинули сроки реализации проекта. На этот раз ради строительства других, более важных объектов. Речь шла о трех мостах: через реку Сок, Фрунзенский (Самарский) мост и мост через Волгу в районе Климовки.
С инвестором или без?
Однако в какой-то момент региональные власти, кажется, поняли, что откладывать строительство магистрали больше нельзя. С начала 2021 года первые лица региона и Министерства транспорта озвучивали новую информацию о масштабном проекте. По словам губернатора Самарской области, проектно-сметная документация готова. По крайней мере, первого, загородного участка, от Ракитовского шоссе до обводной дороги Самары. Оставалось только решить вопрос с финансированием.
— Магистраль Центральная должна пройти практически через всю Самару. Готовы начать строительство при поддержке федерального бюджета или на принципах государственно-частного партнерства, — сказал губернатор.
Председатель регионального правительства Виктор Кудряшов же не исключал возможности построить дорогу без привлечения инвесторов. Например, с помощью кредита от правительства РФ на 15 лет под 3% годовых.
— До 2023 года в рамках инфраструктурного меню регионам предстоит освоить 500 миллиардов рублей. В течение последующих двух лет, на втором этапе программы, Правительство РФ выделит еще 500 миллиардов рублей на эти цели. Для Самарской области определили лимит — это 10,3 миллиарда рублей на первом этапе, — пояснил Виктор Кудряшов.
По словам представителей Министерства транспорта, уже осенью 2021 года они должны были найти подрядчика для реализации проекта. Однако пока этого так и не произошло. Кредит федеральные власти региону дали, но на строительство метро.
При этом чиновники продолжают раскрывать новые детали будущего строительства. Как сообщили 63.RU в региональном Минтрансе, проект 1-го этапа Центральной уже прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. Министерство рассчитывает начать работы в 2022 году. И пока что в качестве источника финансирования чиновники указывают бюджет Самарской области.
— Финансирование работ предусмотрено госпрограммой «Развитие транспортной системы Самарской области» в период с 2014 по 2025 годы, — сообщили в Минтрансе.
Также чиновники уточнили, сколько денег потребуется для строительства загородного участка магистрали. Предполагается, что в 2022 году на эти цели потратят 2 миллиарда рублей, в 2023 — 2,6 миллиарда, а в 2024 — 4,2 миллиарда.
В Минтрансе уточнили и другие параметры новой дороги. Например, чиновники рассказали, как будет организовано движение общественного транспорта на Центральной.
— На дублерах предусмотрено обустройство остановок для безрельсового транспорта. При этом в проекте первого этапа нет трамвайной ветки, — добавили в ведомстве.
Вводить в эксплуатацию Центральную также планируют постепенно. Из-за изменений сроков начала работ Минтранс пока не может назвать точных дат открытия движения. По последней информации, первую часть магистрали хотят открыть в 2024 году.
Городская магистраль 12 развязок
После завершения строительства первого этапа Минтранс планирует приступить к строительству городской части Центральной. Она пройдет по проспекту Карла Маркса — от Ракитовского шоссе до проспекта Кирова.
При этом согласно карте планируемых транспортных объектов из проекта поправок к генплану, который недавно прошел общественные обсуждения, дорогу собираются протянуть и дальше по проспекту Карла Маркса — сначала до улицы Набережная реки Самары, а впоследствии и вовсе до Новокуйбышевского шоссе (в районе пересечения с улицей Уральской). Причем, судя по намеченной схеме, дорога будет проходить над рекой Самарой и озерами. Посмотрите схему.
При этом планируется строительство большого количества развязок.
— Путепроводы собираются сделать на пересечениях магистрали с железной дорогой, а также с улицами Урицкого, Владимирской, Революционной, Советской Армии, Ново-Вокзальной и Ташкентской. Многоуровневые развязки — на перекрестках с улицами Гагарина, Авроры, XXII Партсъезда, проспектом Кирова, Алма-Атинской и Ракитовским шоссе, — следует из документов.
Не все предложения властей по проспекту Карла Маркса пришлись по вкусу горожанам — посмотрите почему. Однако окончательное решение по генплану предстоит принять главе города Елене Лапушкиной. Ей направят все отзывы участников общественных обсуждений.
«Не стоит упираться рогом»
Один из авторов генерального плана Самары 2008 года, архитектор Юрий Корякин, считает, что магистраль Центральная городу необходима.
— В таком миллионнике, как Самара, должно быть несколько магистралей, которые соединяют центр и периферию. И они должны быть дорогами непрерывного движения, с развязками в районе пересечения с поперечниками. Но это большие финансовые затраты. Каждая развязка — это 3–5 миллиардов рублей. Да и сама дорога в 6 полос для движения тоже дорогая. Денег может просто не хватить. Не исключено, что к строительству привлекут инвесторов или федеральные средства. Такие стройки не обходятся без дотаций. Но если всё продумано и есть столько денег, то работы можно успеть закончить в срок, — объяснил свою точку зрения Юрий Корякин.
Архитектор не исключает, что проект Центральной можно пересмотреть. И поправки могут уменьшить стоимость работ.
— Магистраль можно сделать скромнее, как Московское шоссе и Ново-Садовую, без развязок на разных уровнях. Новая дорога позволит разгрузить существующие улицы. А можно упереться рогом и хотеть построить так, как было в генплане. Со всеми развязками. И в итоге строить Центральную 100 лет, — добавил архитектор.
При этом Юрий Корякин уверен, что Минтрансу стоит реализовать проект полностью, и не останавливаться на одном загородном участке.
— Это может стать мощным стимулом для строительства! Во-первых, по «берегам» Центральной. Во-вторых, про поперечники не стоит забывать. Их тоже нужно приводить в порядок. Например, Аврору — продлить до Ново-Садовой. А это в свою очередь станет стимулом для освоения территории ЗИМа. Вся дорожная инфраструктура тесно связана между собой, — пояснил Юрий Корякин.
Как вы считаете, магистраль Центральную построят?