
Строительство «Театральной» вышло на новый уровень. На дне стартового котлована станции смонтировали специальный бур — он проложит тоннель метро от Галактионовской в направлении станции «Алабинская». Как выглядит 88-метровая установка и что прямо сейчас происходит на стройплощадке? Подробности — в фоторепортаже.



Новая станция — долгожданный проект для жителей города. На объект возлагают большие надежды. С одной стороны, «Театральная» сделает метро более востребованным и увеличит его пассажиропоток. С другой — станет отправной точкой для развития Советского, Промышленного и Кировского районов, соединив окраины с культурным и историческим центром Самары.

«Театральная» завершит первую линию самарского метрополитена. Сейчас конечная станция — «Алабинская» — находится на пересечении Осипенко и Ново-Садовой. Дальше ветка пойдет по Самарской до Вилоновской, затем тоннель пойдет под Галактионовской. Здесь, на пересечении с Красноармейской, в районе Театра оперы и балета, будут выходы со станции.
Строительство новой станции метро началось осенью 2022 года на площадке от пересечения Галактионовской с Красноармейской до перекрестка с Рабочей.
— Вся работа на объекте состоит из 5 этапов. Первые два — подготовительные. Это освобождение территории от инженерных коммуникаций. Сначала от сети связи, затем от всех остальных сетей. Следующие этапы — два стартовых котлована: один на улице Галактионовской, второй — на улице Полевой. И, наконец, основной этап — проходка механизированного проходческого комплекса, — рассказал заместитель директора управления капитального строительства Самарской области Александр Богданов.
Чтобы перейти к основному этапу, на стартовом котловане по улице Галактионовской смонтировали специальную установку — механизированный проходческий комплекс.

Завершен монтаж ниппельного кольца, которое необходимо для того, чтобы на старте проходки разрабатываемая порода не вытеснялась наружу в котлован. Благодаря ему грунт будет подаваться через внутреннюю часть ТПМК по конвейерной ленте. А разрушать твердую породу будут алмазные резцы ротора в головной части комплекса.


По тому же принципу проложат тоннель во встречном направлении. Для этого с 15 апреля начнут монтировать второй проходческий щит в стартовом котловане на Полевой. Однако о запуске даже первого, уже смонтированного бура говорить пока рано — в тестовом режиме на отрезке в 50 м он состоится ориентировочно в мае.


— Мы должны наладить системы, затем пройти процедуру постановки на учет в Ростехнадзоре, известить ведомство о начале работ, получить разрешение и госконтракт на проходку. Только после этого начнется работа. Причем первые 50 метров щит пройдет для апробирования оборудования. Оно займет целый месяц и пройдет под пристальным контролем профильных органов. Только после этого начнется основная проходка.


По словам Александра Богданова, этот этап работ пройдет для местных жителей незаметно.
— В отношении домов, попадающих в зону влияния строительства метро, выполнены расчеты с геотехническим прогнозом, при проходке в зависимости от необходимости предусмотрены компенсационные мероприятия, а также необходимый мониторинг, — заявил эксперт.

Напомним, что планируется изъять 70 зданий, попавших в зону строительства, что затронет права более 700 человек. Из них порядка 400 — собственники расселяемых помещений, а оставшиеся — наниматели по договорам социального найма.
Расселение домов, попадающих в зону влияния метро, является частой практикой при строительстве подобных объектов. Такие меры продиктованы соображениями безопасности, поскольку в процессе проведения строительно-монтажных работ и последующей эксплуатации станции строения будут испытывать различное статико-динамическое, вибрационное, акустическое воздействие.
Стоит отметить, что почти все здания, подлежащие демонтажу, либо уже признаны аварийными, либо их состояние близко к этому.
— Конечно, очень жалко. Сами понимаете, когда сносят дом, в котором ты родился и прожил всю жизнь, — это всё равно что часть тебя самого отрывают. Но объективно я понимаю и необходимость строительства метро, и то, что дом был ветхим, и его надо было сносить, — поделилась жительница Ленинского района, попавшая под расселение, Ирина Авдошина.
Но, по словам женщины, переживания о расселении были напрасны. Специалисты Минстроя и риелторских компаний, которые занимались этой процедурой, подробно отвечали на все вопросы жильцов и не были равнодушны к ситуации.
Станцию строят в короткие сроки. Закончить работы должны уже к концу 2024 года. Посмотрите, как будут выглядеть вестибюли «Театральной».