Дороги и транспорт проблема 50-летние трамваи и набитые автобусы — это навсегда? Есть ли шансы спасти общественный транспорт Самары

50-летние трамваи и набитые автобусы — это навсегда? Есть ли шансы спасти общественный транспорт Самары

Пытаемся найти ответы на два вечных вопроса: кто виноват и что делать

Сейчас в городе автобусами заведует частник, трамваями и троллейбусами — муниципалитет

В Самаре всё накаляются страсти вокруг городских перевозок. В соцсетях то и дело публикуют жалобы, что на остановке толпа, что транспорта не дождешься, автобус ходит набитый, как банка со шпротами, а трамвай сломался в пути. Дело приняло серьезный оборот, вмешалась прокуратура, потребовав дисквалификации руководителей автобусного и трамвайно-троллейбусного предприятий. Мы решили разложить по полочкам всю эту историю, а заодно понять, куда может завести это дело.

И здесь ковид виноват?

Как говорят в самарском департаменте транспорта, нынешние проблемы отчасти уходят корнями в период пандемии. Когда во всём мире бушевал COVID-19, пассажиропоток в Самаре упал на 25–30% и до сих пор не вернулся к доковидным показателям.

Кроме того, одним из факторов, осложняющих работу общественного транспорта, стало то, что Самара разрослась. Появились микрорайоны Крутые Ключи и Волгарь. Дополнительную нагрузку представляет Южный Город. Формально он расположен за границей Самары, но спрос на городской транспорт оттуда всё равно есть.

— И в тех условиях, в которых мы находимся, обслуживать это могут только автобусы. Звучали разные идеи: давайте трамвайную ветку в Крутые Ключи проложим, чуть ли не метромост в Южный Город построим. Как бы мы ни хотели, ни просили, ни обосновывали, существует ситуация, в которой мы живем. По щелчку такие вопросы не решаются. Какие-то точечные вещи, где можно что-то подхватить, мы решаем, — рассказал замглавы дептранса Юрий Тапилин.

«Работа водителем сейчас непопулярна»

У перебоев в работе автобусов две причины, которые признают и городские власти, и сам перевозчик. Во-первых, не хватает подвижного состава. В 2023 году перевозчик закупил 50 новых автобусов. В этом году выпустили еще 15 машин, которые закупили для маршрутов № 75, 56, 11 и 45. Проблема вторая — кадровый голод.

— Работа водителя и кондуктора сейчас непопулярна. Молодежь вообще не идет, а взрослые люди уже устают, не могут так много работать. Так что сейчас к нам из отдаленных республик приезжают люди на работу, — рассказала представитель ООО «СамараАвтоГаз» Анна Замыцкая.

На эти проблемы накладывается разрастание Самары. Так, по словам Анны Замыцкой, перевозчик стал получать много жалоб на 67-й маршрут: автобус выезжает из Крутых Ключей, до Новой Самары доходит уже набитый, и пассажиры жалуются, что не могут влезть.

— Мы провели большую работу совместно с департаментом транспорта и добавили укороченные рейсы, которые ходят в утренние часы с Новой Самары, — говорит Замыцкая.

На забитые автобусы жалуются жители Новой Самары

Кроме того, городские власти считают, что причина еще и в логистике. Так, в новых микрорайонах не хватает своей инфраструктуры.

— Вот у нас микрорайоны строят, а потом репу чешут: «А где мне собаку выгуливать? А где мне здесь в поликлинику сходить?» Нужен комплексный подход. Мы, например, можем пустить трамваи до Новой Самары. Но это будет дорого, — заявил спикер гордумы Алексей Дегтев.

В бой идут одни «старики»

На трамваи жалобы примерно те же: ходят мало, редко, набитые.

— Не хватает водителей. Из-за этого часть состава не выходит в рейсы и мы недополучаем прибыль. Мы работаем в этом направлении, повышаем зарплату, привлекаем новых водителей, — рассказали представители мэрии на одном из заседаний городской думы.

Еще одна проблема самарских трамваев — они часто ломаются. По информации директора ТТУ Михаила Ефремова, парк предприятия изношен более чем на 90%. Большинство трамваев города — сорокалетние и даже пятидесятилетние «Татры».

— Ну ты что с них возьмешь? Они текут, проводка уже не та. Когда начинается непогода, они просто захлебываются. И починить их быстро тоже не получается. Да, нужно время, чтобы всё это восстановить, несколько лет. Но я думаю, что люди это поймут, увидят какие-то положительные тенденции, и тогда вся эта напряженность снимется, — считает Михаил Ефремов.

В 2024 году мэрия запланировала обновить 10 старых вагонов. Старые тележки отремонтируют, кроме того, на них поставят новые современные кузова. В конце апреля начнется ремонт рельсов на улице Ново-Садовой. На время работ в городе изменят схему движения трамваев.

— Конечно, это не панацея, конечно, нужно покупать новый подвижной состав. В этом году было принято решение купить один трехсекционный трамвай. На сегодняшний день его цена составляет 158 миллионов 500 тысяч рублей. Представьте, какой нужен бюджет, чтобы обновить все, — говорит Михаил Ефремов.

При этом в проекте бюджета Самары на 2024 год предусмотрели деньги на спасение ТТУ от банкротства. Предприятию хотели выделить 195 миллионов рублей.

Финансовую помощь ТТУ обсуждали в городской думе

— Такая мера направлена на стабилизацию ситуации в МП. Пока что без помощи бюджета оно не справляется, собственной выручки не хватает, — сообщила глава департамента финансов Оксана Данилова.

Прокуроры показали красную карточку

На постоянные жалобы пассажиров обратили внимание сотрудники прокуратуры.

— В сети Интернет выявлены многочисленные жалобы на нарушение графика, недостаточность подвижного состава, поломки в пути, изменения маршрута в процессе движения. Городской прокуратуре поручили проверить работу Трамвайно-троллейбусного управления Самары, а также автобусных перевозчиков, — сообщили в прокуратуре области.

Об итогах проверки стало известно в середине февраля. Прокуратура возбудила 45 административных дел. Ведомство потребовало у «СамараАвтоГаза» и ТТУ устранить нарушения в сфере транспортной доступности в городе.

— Штраф в отношении директора ТТУ составил больше 5 миллионов рублей, а ООО «СамараАвтоГаз» — больше 2,5 миллиона рублей. Принятые меры положительно повлияли на увеличение числа подвижного состава, дополнительно на линию выпустили 23 автобуса и 19 трамваев, 30 вагонов, — сообщили в надзорном ведомстве.

После вмешательства прокуратуры на линию дополнительно выпустили 19 трамваев

Но в итоге всё приняло еще более серьезный оборот. В отношении руководителей ТТУ и «СамараАвтоГаза» возбудили новые административные дела за срыв перевозок пассажиров по муниципальным контрактам. В суде поставили вопрос о дисквалификации должностных лиц,

Досталось и мэрии. Прокурор города Артем Ярыгин направил в суд административный иск о признании незаконным бездействия департамента транспорта.

Бизнесмены спасут?

У муниципалитета есть путь выхода из трамвайного кризиса. Однако он достаточно радикальный. В конце 2023 года городские власти активно обсуждали возможность заключить концессионное соглашение по обновлению трамвайного хозяйства. Концессионером могла бы выступить частная компания ООО «Мовиста Регионы Самара».

Фирма собиралась вложить 17 миллиардов рублей в реконструкцию трамвайных путей и покупку новых составов. И, судя по ответу чиновников, возвращать эти деньги будут из государственной казны.

По аналогичному сценарию «Мовиста» работает и в других городах России, в некоторых не обошлось без скандалов. Почитайте, что известно о компании. Также мы узнали мнение экспертов о грядущей сделке. Заключить ее хотели еще в прошлом году. Но, по информации главы ТТУ, сейчас этот вопрос поставили на паузу.

Печальный пример перед глазами

При этом самарцы уже знают, какая незавидная участь может ждать городских перевозчиков. Давным-давно, до 2018 года, автобусный транспорт в Самаре тоже был муниципальным. Маршруты обслуживало МП «Пассажиравтотранс» (ПАТ).

ПАТ работал в городе с мая 2007

Однако весной 2018 года выяснилось, что у предприятия накопились долги перед несколькими компаниями и банками. Общая сумма задолженности превысила миллиард рублей. ПАТ пришлось закрыть.

С тех пор и до настоящего времени муниципальные автобусные маршруты обслуживает ООО «СамараАвтоГаз». Ему сдали в аренду автобусы и имущество ПАТ. Ежегодно контора платит мэрии Самары 76 миллионов рублей в качестве ренты.

ООО «СамараАвтоГаз» раньше связывали с бизнесменом и политиком Алексеем Ушамирским. Теперь компания принадлежит столичному перевозчику.

Параллельно городские власти пытались расплатиться с долгами ПАТ. Более того, в конце 2022 года департамент транспорта объявил, что ПАТ может вернуться к перевозкам. Правда, предприятию уже пришлось бы конкурировать с «СамараАвтоГазом» за городские или дачные маршруты.

Но и этого не случилось. В мае 2023 года стало известно, что «Пассажиравтотранс» подлежит ликвидации, согласно ФЗ-485 от 2019 года. Этот федеральный закон запрещает создавать муниципальные унитарные предприятия, за исключением ряда сфер. Как указано на сайте Госдумы, цель этого закона — «повысить уровень конкуренции на рынке и способствовать повышению качества предоставляемых услуг».

Однако, как сообщили в мэрии, ПАТ «будет сохранен, возможно, в составе другого юридического лица». Но факт остается фактом — с тех пор муниципальных автобусов в Самаре нет.

Что вы думаете о будущем общественного транспорта в Самаре?

Всё наладится, нужно просто потерпеть
Всё будет работать, но с горем пополам, как сейчас
Всё будет ухудшаться
В Самаре прекрасный общественный транспорт! Что вам не нравится?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY10
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления