Жители одного из самых отдаленных районов Самары пожаловались, что их никто не замечает. Речь идет о микрорайоне Кошелев-парк, который по сути Самарой уже не является. Но многим местным жителям приходится добираться на работу на другой конец города, а это очень сложно из-за проблем с автобусами и дорогами. Корреспондент 63.RU поговорил с жителями микрорайона и выяснил, когда они смогут рассчитывать на нормальный общественный транспорт и новые дороги.
За что боролись, на то и напоролись
Микрорайон Кошелев-парк находится за пределами Самары — в Волжском районе, и официально относится к пгт Смышляевка. Его отделяют от города небольшая лесополоса и железная дорога. Сам Кошелев-парк состоит из нескольких многоэтажных ЖК: «Город чемпионов», «Пять бульваров» «Видный» и «Видный-2», «Детский мир». Общее население района превышает 100 тысяч человек.
Учитывая, что Кошелев-парк не входит в границы Самары, муниципальные маршруты с регулируемым тарифом на проезд и льготами здесь отсутствуют. Жителям района приходится пользоваться межмуниципальными маршрутами. По информации областного Минтранса, там работают следующие маршруты:
305д «Самара (улица Красных Коммунаров) — Петра Дубрава». Количество автобусов на линии — 3. Начало движения — 06:00, окончание движения — 21:00. Интервал движения — 2 часа.
368 «Самара (метро „Победа“) — Петра Дубрава». Количество автобусов — 20. Начало движения — 05:30, окончание движения — 21:30. Интервал движения — 15-20 минут.
396 «Самара (улица Тухачевского) — Петра Дубрава». Количество автобусов — 32. Начало движения — 04:40, окончание движения — 21:50. Интервал движения — 5-10 минут.
480 «Самара (ТЦ МЕГА) — Самара (пригородный автовокзал)». Количество автобусов — 23. Начало движения — 05:15, окончание движения — 21:30 Интервал движения — 10 минут.
123 «Самара (ТЦ МЕГА) — Петра Дубрава — Самара (завод „Экран“)». Количество автобусов — 1. 4 рейса в сутки.
Кошелев-парк мог стать частью Самары, как и Южный город. Однако проект не вызвал у жителей Кошелев-парка радостных эмоций. Активисты начали собирать подписи против присоединения к Самаре и в итоге победили. Но у этой медали оказалась другая сторона. В редакцию 63.RU позвонил житель Кошелев-парка Николай Орлов и от имени своих соседей и коллег рассказал, с какой сложностью столкнулись жители района.
«То, что через пять лет люди задохнутся в этом коллапсе, мало кого волнует»
Николай Орлов работает на заводе «Авиакор». По словам мужчины, в Кошелев-парке живет множество трудяг с таких оборонных предприятий города, как РКЦ «Прогресс», «ОДК-Кузнецов» или завод «Гидроавтоматика». Все эти предприятия находятся в Кировском районе рядом со станцией метро «Юнгородок» и попасть туда из Кошелев-парка проблематично — межмуниципальные маршруты не захватывают эту часть города.
Только весной 2024 года власти ввели маршрут № 87, который работает по регулируемым тарифам. Автобус проходит через Крутые Ключи, выезжает на Московское шоссе, потом сворачивает на Ракитовское, проходит через Зубчаниновку. Конечная остановка — метро «Кировская». Но с этим маршрутом, по словам жителя Кошелев-парка, возникла другая проблема — он «не дотягивается» до микрорайона:
— В связи с тем, что это не часть Самары, а Волжский район, автобусы туда не доходят. Они доезжают только до ж/д переезда и привет. Точно так же 67-е автобусы. Они к нам не хотят идти. Мы даже обращались в профсоюз нашего завода. Председатель бьется уже который год.
Еще один вариант попасть из микрорайона на работу — электричка. Ближайшие к Кошелев-парку станции — Ягодная и Козелковская. Но и они находятся далековато от микрорайона.
— Ну летом ладно, можно прогуляться два километра. А зимой что делать? Это вообще нонсенс, — возмущается Николай Орлов.
При этом из Кошелев-парка в Кировский район можно попасть другим путем: не ехать через город, а обогнуть его по дороге, которая ведет в Кошелев-парк через Петра Дубраву. Часть этой трассы проходит через степь. Значит, в теории можно расширить дорогу, чтобы там могли проходить и автобусы.
— Но эти земли продают под разные кафешки и прочее, то есть создают бутылочное горлышко. А то, что через пять лет люди задохнутся в этом коллапсе транспорта, мало кого волнует, — беспокоится заводчанин.
На что жалуетесь?
Редакция 63.RU направила официальный запрос в АО «Специализированный Застройщик „Кошелев-Проект Самара“». Застройщик подтвердил, что регулярно получает жалобы жителей на работу общественного транспорта. В основном люди недовольны тем, что не соблюдается график, автобусы маленькие, нет транспорта по вечерам.
В областном Минтрансе нам сообщили, что «развитие общественного транспорта, в том числе пригородных маршрутов, является одним из приоритетных направлений работы регионального правительства».
— Ведется поэтапная модернизация дорожной инфраструктуры, запланирована покупка нового подвижного состава за счет участия в федеральных программах, а также перевод пригородных маршрутов на работу по регулируемому тарифу, что позволит влиять на перевозчика, в том числе по соблюдению графика движения, увеличению количества подвижного состава, — говорится в ответе на наш запрос.
Семь лет строили 500 метров?
Как рассказали в «Кошелев-Проекте», еще на этапе проектирования района предполагалось построить две автодороги регионального значения — Северное шоссе и улицу Путевую.
Северное шоссе должно стать дорогой жизни для жителей микрорайонов Крутые Ключи, Кошелев-парк и в целом для жителей той части Волжского района. Строить его задумали в шесть этапов — мы рассказывали о каждом из них. Пока готов только первый, ставший яблоком раздора между чиновниками и застройщиком названных микрорайонов.
— Проектирование и строительство Северного шоссе как объекта регионального значения, включая 5 и 6 этапы, а также улицы Путевой включены в 2016 году в схему территориального планирования Самарско-Тольяттинской агломерации, постановление правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года «Об утверждении государственной программы Самарской области „Развитие транспортной системы самарской области (2014–2025 годы)“», — говорится в ответе на запрос 63.RU.
Застройщик же заявил, что ради строительства этих дорог безвозмездно отказался от земельных участков общей площадью почти 1,7 га, принадлежащих ему на праве собственности. При этом сроки реализации 6 этапа Северного шоссе переносили из года в год на протяжении семи лет. Только в 2023 году открыли движение по дороге длиной меньше полукилометра.
Шестой этап Северного шоссе хоть и значится последним, но ясности по нему больше, чем по остальным. Он предусматривает строительство дороги в Крутых Ключах — от бульвара Финютина до развязки у «Меги».
Проектирование 5 этапа Северного шоссе завершили только в первом полугодии 2021 года. Впоследствии было еще три перепроектирования с увеличением стоимости работ:
— В настоящее время <…> предусмотрены средства на строительство указанной дороги на 2024–2026 годы. Дефицит средств на строительство в 2027 году составляет более 500 миллионов рублей, — ответили власти.
Пятый этап Северного шоссе предусматривает строительство дороги от территории Крутых Ключей до леса в районе улиц Кубанской и Петра Монастырского в поселке Стройкерамика, развязки и тоннеля под железной дорогой.
По информации застройщика, госконтракт на строительство дороги пока не заключен. Но компания возлагает большие надежды на новую областную власть:
— С учетом произошедших кадровых изменений в правительстве Самарской области и Министерстве транспорта мы рассчитываем на скорейшее решение вопроса строительства такой необходимой и долгожданной для жителей автомобильной дороги.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.