![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/bd/ee/22bdee98866f105473a5ab85850a05cc/656x438_1_33729ec4aa3ea80c909de30b2f6221d5@3000x2000_0xfspyn09y_5936964879205007640.jpg.webp)
Сургутянин Георгий Киртаев по образованию инженер-механик, а страсть к дикой природе ему привила мама-биолог. Своими руками он собрал гидросамолет, на котором сейчас летает в разные уголки нашей страны и изучает численность пернатых и разных животных.
Его крылатому другу не требуются аэродром и взлетная полоса, у самолета очень короткий разбег, да и вообще, по большому счету, земля ему не нужна. Подробности в материале наших коллег из 86.RU.
— Самолет создан для того, чтобы можно было работать в основном с водоплавающими птицами. Летать с ними на одной скорости, взлетать и садиться там же, где и они. Но и чтобы можно было быстро осмотреть какие-то большие труднодоступные территории, — рассказывает Георгий. — На самолете, например, летишь 10 минут, а на вездеходе будешь ехать целый день. Мы летим, фотографируем птиц, а потом спокойно их считаем. Летаю по северу России — от Соловецких островов и до Чукотки.
Максимальный взлетный вес лайнера «Стерх С-1» — примерно 700 килограммов, запас топлива — около 100 литров. На них летчик с фотографом могут пролететь без посадки около пяти часов. В самолете есть специальное открывающееся окно, его используют, чтобы снимки получались качественными, без искажений. В полете его можно открывать и закрывать по необходимости.
Особенность гидросамолета — поплавки, благодаря которым крылатая машина может приземляться на воду, лед, снежные поля и без проблем взлетать с них. Правда, иногда эти детали шасси становятся предметом интереса диких животных. Например, несколько раз во время экспедиций ученых пообщаться с поплавками решали медведи, принимая их за добычу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/1f/21/041f21293d9bcb86de4b6f737e6aced2/656x438_1_b3b0d1491cfed02bd5a5d1984281bb5d@3000x2000_0x19Yx4mmw_4365330706353499797.jpg.webp)
— Несколько раза поплавки самолета повреждали белые медведи, принимая их за тюленей. Мы в это время находились вдалеке — на метеостанции или научном стационаре и просто не видели хищников, иначе бы отогнали их огнем или другими средствами, — поделился Георгий. — Но мы стараемся больше не попадаться на это, не останавливаться надолго в местах, где вероятно появление медведей, всё-таки это опасно.
Если присмотреться, на поплавках действительно можно заметить заплатки, которые пришлось поставить после когтей мишек.
На строительство гидросамолета у Георгия ушла целая зима. Удивительно, но примерно на 60 процентов обшивка лайнера состоит из ткани, процентов 30 — алюминий и немного пластика. Из него выполнены капот и его закрывающая часть. Стоимость такого самолета — примерно шесть миллионов рублей.
— Я его не купил, я его построил. Есть стартовый набор конструкции, который выпускают в основном в США, плюс двигатель, винт, краска. Но работать надо самому, и работать серьезно, — рассказал Георгий. — Я сам собрал и приборную панель, рядом есть небольшой столик, на который в полете можно положить телефон или поставить бутылку воды. Есть и другие нюансы. Конечно, в сборке самолета мне помогали знакомые ребята. За что им большое спасибо.
— Вот с небольшого водоема в Сургуте взлетаем — и вперед. Если ветер попутный, то 600–800 километров смело можно пролететь, а если встречный, то и 400 не осилить. Самолет медленный, крейсерская скорость где-то 120–130 километров в час, не больше. В машине 140 лошадиных сил, турбомотор, — рассказывает Георгий. — На снег и на лед можно садиться. Лишь бы было скользко. Либо два–три сантиметра воды, либо немного снега, либо лед, главное, чтобы было ровно и скользко.
А, например, в Нарьян-Маре в Ненецком автономном округе Георгий приземлился прямо в городе.
— У них такой залив небольшой есть, там и приземлился. А в Якутске, например, не смог, потому что наземные службы запросили согласование властей. Но такое редко бывает. В основном все рады моему появлению. Даже контролирующие службы — ничего себе самолет поймали, — шутит Георгий. — Когда летишь часов пять — устаешь, тело затекает, тогда как-то стараюсь двигаться внутри кабины.
Нередко он летает с супругой, которая разделяет увлечения мужа и фотографирует. Но тогда ночевать уже, где придется, не получается:
— В основном ищем какие-то избушки в заповедниках, метеостанции, там, где люди живут.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/be/e4/34bee4fe6e5c10d583d0c1f5a1cf7dfa/656x474_1_6455647c3888d788cfe2543cbf6c57aa@2278x1645_0xywu8hH77_5791332947062186755.jpg.webp)
Когда Георгий путешествует один, у него с собой всегда есть всё самое необходимое — палатка, спальник, котелок и другие вещи. Бывает, что приходится ночевать и в самолете, сложив сиденья. Но, как он говорит, — это нормально, ведь ученые всегда немного сумасшедшие. Главное — результат.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/65/e6/5765e6296450c0e8ee0ad0c0ae540b1a/656x492_1_6808378d918d6ba0a26e8dbc55fb8cb8@2560x1920_0xu9UNVG5w_4679990663237648248.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/09/95/80/099580a0c7d0d50323cbde77de20a058/656x393_1_4a90452627b22e6db94e17688e31e78b@3000x1797_0x1jouM0kH_0438617027516124714.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/5b/ad/f55badc5a3b83d23a0a36bc25bea8013/656x438_1_302e9b69e21e8c022a39f05d0eb95ff4@3000x1999_0xHUyC3ORB_9979497942771463042.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/e9/51/29e9513fbf9d7938921369dea783a185/656x438_1_4e054bdbd54fc47812e9333de442f10a@2750x1836_0xMc2Rrzol_4726177795753164887.jpg.webp)
— За многие годы один раз случилось, что у меня разрядился аккумулятор. Но был запасной. Зимой он замерзает, это понятное дело, тогда я кладу его в карман и беру с собой в спальник, — рассказывает Георгий.
Иногда, если местность неизвестная и труднодоступная, гидросамолет Георгия летит на обследование территории. Смотрит, какие условия посадки там есть. Потом уже туда для исследований вылетает лайнер побольше.
— Я сотрудник Центра кольцевания птиц России. Хотелось бы вообще летать с птицами — куда они, туда и я. Мы к этому идем, — рассказывает Георгий. — Власти хотят знать, сколько у них птиц, на каких пернатых можно открыть охоту, а каких стоит занести в Красную книгу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/94/8c/8a948cfb480e95a3a0b3713fc404fefe/656x415_1_e061b70478758455958744b85b42104f@1600x1011_0xcsVqWbz3_5726899237276076899.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/fd/fd/32fdfd175afb0f3d63543c6ab2e1d65f/656x438_1_2cd172215f7fb8c5d97d18a82be47f8e@1600x1068_0xwjnIHWJO_2867973632020351254.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/2e/c9/942ec91979faa6f89f275539a401dcad/656x438_1_55d183e64f8e8b0ce33d903fde409919@3000x2000_0xDsnv8iKK_0113476955934875079.jpg.webp)
Кстати, перевозить по земле гидросамолет достаточно легко. Для этого есть специальная тележка, она сделана как прицеп к легковому автомобилю или квадроциклу.
— По моему мнению, это самый лучший самолет для нашей части России, на котором можно приземляться на воду, — поделился своим мнением опытный пилот, чемпион России и Европы по пилотажному спорту сургутянин Иван Барсов. — На нем можно летать на дачу, на рыбалку и в такие места, где не ступала вообще нога человека.
Раньше мы рассказывали, как чиновник построил автодом и проехал с ним 10 тысяч километров.