На этот вопрос пытались ответить специалисты Самарского фонда социальных исследований в рамках проекта «МедиаМикс». Фондом был проведен соцопрос, результаты которого были обнародованы на пресс-конференции сегодня, 20 марта.
Оказалось, что зиму самарцы пережили не так уж и плохо: несколько увеличились доходы горожан, повысилось количество пользующихся сотовой связью и покупающих колбасу и колбасные изделия. Возросло число желающих приобрести автомобили. Впрочем, обо всем по порядку.
Всех респондентов, а их было 501, исследователи условно разделили на несколько потребительских групп: «реализовавшиеся», «демонстративные», «продвинутые», «экономящие» и «традиционалисты». Каждая из групп обладает определенным набором характеристик. Например, реализовавшиеся больше интересуются качеством товара, тогда как стоимость для них имеет гораздо меньшее значение. Демонстративные ориентируются на престижное потребление. Продвинутые стремятся к новаторству. На что ориентируются в потреблении товаров и услуг традиционалисты и экономящие, красноречиво говорят названия этих групп.
Больше всего на продукты тратят реализовавшиеся и демонстративные – свыше 10 тысяч рублей. Меньше всего, как и следовало ожидать, экономящие – менее одной тысячи рублей.
Сырокопченую колбасу больше всего любят реализовавшееся и демонстративные, поэтому из пяти групп потребителей они покупают этот вид колбасных изделий чаще всего. К слову, колбаса исследователями была выбрана не случайно. Как говорит руководитель проекта «МедиаМикс» Анастасия Кинчарова, колбаса и колбасные изделия – во многом показательный продукт, по потреблению которого можно судить о благосостоянии жителей города. «К счастью, этой зимой самарцы довольно часто покупали колбасу, что свидетельствует о том, что они могут это себе позволить», – резюмирует госпожа Кинчарова.
Однако наличием других показателей благосостояния, жилья и автомобиля, жители Самары похвастаться не могут. Так, автомобиль имеется всего у 35% респондентов. Не планируют купить машину в течение ближайших полгода 92% опрошенных. Жилищные условия не собираются улучшить 88% респондентов. А те, кто намеревается изменить свой жилищный статус, предполагают купить вторичное жилье (3%), вступить в долевое строительство (1%), купить квартиру в новом доме (1%), купить или построить новый дом (1%).
Примечательно, респонденты, планирующие улучшить жилищные условия, заявили о весьма низких доходах. Так, доходы 23 % этих респондентов составляют до трех тысяч рублей на одного человека в семье, 38% – от трех до шести тысяч рублей, 15% – от 10 до 20 тысяч рублей, и только 8% опрошенных, желающих улучшить свои жилищные условия, признались, что их доход составляет более 20 тысяч рублей.