Сегодня на сцене Самарского театра драмы спектакль «Похождение» по мотивам гоголевских «Мертвых душ» покажет Московский театр-студия под руководством Олега Павловича Табакова. Спектакль, прямо сказать, своеобразный. Консерваторы или ценители классических постановок после просмотра могут остаться в легком шоке. Интерпретация литовского режиссера Миндаугаса Карбаускиса своеобразна и бесспорно талантлива. Только вот сюжет имеет статус «по мотивам», что иногда пугает заядлых театралов, видевших этот спектакль в классической постановке, к примеру, театром имени Маяковского.
Павел Иванович Чичиков колесит по губернии, облапошивая помещиков, кокетничая с помещицами и скупая мертвые души. Зачем, собственно, он этим занимается – авторов не интересует. Мораль, политику, проклятые вопросы они тоже отставили в сторону. Поэма «Мертвые души» превращена в «Похождение» – веселую авантюру, где процесс важнее результата.
Современные театральные критики пишут, что в спектакле Миндаугаса Карбаускиса есть, как минимум, три блестящие режиссерские находки.
Первая: по тянущейся вдоль авансцены дороге уходит от родителей куда-то в большую жизнь маленький мальчик в пальтишке и картузе. Скрывается за левой кулисой. И через мгновение оттуда точно такой же походкой, одетый точно так же, появляется взрослый Чичиков – Сергей Безруков.
Вторая: здесь эффект подготовлен сценографией Сергея Бархина. Оформление представляет собой стоящие одна за другой стены, которые отъезжают в стороны, как вагонные двери. За последней дверью сидят на ступеньках безмолвные слуги Чичикова: огромный мрачный Селифан (Владимир Панков) и юркий Петрушка (Николай Иванов). Слуги открывают окно – и за ним обнаруживаются три изумительно красивые живые лошади, меланхолично жующие сено. Птица-тройка, та самая!
И финал: засыпают сидящие на первом плане Чичиков со слугами и Ноздрев (Дмитрий Куличков), отодвигаются двери, и видно, что на каждом плане спят персонажи спектакля. Вновь появляется мальчик, проходит по этому сонному царству – и устраивается рядом с родителями. Как и во многих других вопросах мнения критиков полярно различаются.
Одна из московских газет о Сергее Безрукове: «Актер он, безусловно, талантливый и технически оснащенный. Вот только все те мимические и пластические приемы, которыми он так здорово владеет, Безруков тащит из роли в роль, не делая различия между совершенно чудовищной халтурно-антрепризной «Ведьмой» и «Похождением».
Подобную трактовку Гоголя Олег Павлович прокомментировал следующим образом: «Нашей задачей было разрушить клише и показать, что в каждом из этих героев есть что-то человеческое. В театре нельзя объяснить больше, чем можно увидеть на сцене. Посмотрите и поймете. А любое толкование – это выставление себя напоказ говорящим. Мне в моем возрасте это не пристало. Так как я из врачебной семьи, то скажу так: нас интересует этимология и патогенез, то есть причины и механизмы развития болезни, описанной Гоголем. Большого ума не надо, чтобы разглядеть ее симптомы в сегодняшнем дне»