Недвижимость Рынок и теперь живее всех живых

Рынок и теперь живее всех живых

Зачастую приходится слышать от представителей компаний, не являющихся членами ПГР, что они не видят никакого смысла вступать в гильдию или какую-либо иную ассоциацию. Потребитель, пользующийся услугами риелторских агентств, также зачастую не видит принцип

О перспективах и тенденциях самарского рынка жилой недвижимости, а также о роли Поволжской гильдии риэлторов в этих процессах рассуждали члены ассоциации на своей пресс-конференции.

Есть ли жизнь вне ПГР?

Зачастую приходится слышать от представителей компаний, не являющихся членами ПГР, что они не видят никакого смысла вступать в гильдию или какую-либо иную ассоциацию. Потребитель, пользующийся услугами риелторских агентств, также зачастую не видит принципиальной разницы. Члены ПГР уверены, что разница – в ответственности.

«Хочу напомнить, что такое, собственно, «риэлтор», – говорит президент НП «Поволжская гильдия риэлторов», председатель совета директоров СРП «Дисса» Максим Хвостов. – Право на использование этого бренда принадлежит Российской гильдии риэлторов и, соответственно, Поволжской гильдии риэлторов как ассоциированному члену общероссийской организации. Поэтому, говоря об ответственности риэлтора, нужно иметь ввиду, что это ответственность тех лиц, которые имеют право пользования этим брендом – то есть исключительно членов гильдии. Ответственность же бывает возложена на кого-то кем-то или добровольна принята. Гильдия руководствуется в своей работе рядом документов и в том числе – кодексом этики. И люди, вступившие в ПГР, добровольно принимают на себя обязательства по соблюдению этого кодекса и повышенную ответственность перед потребителем.

Основная цель ПГР как сообщества – это упорядочивание действий операторов рынка недвижимости. Если вы обращаетесь к оператору, то должны понимать, что он для вас может сделать как для потребителя, какие его шаги декларируются, а какие выполняются. Непрозрачность действий отдельных участников рынка как раз и является причиной того бардака, которого не должно быть. Мы сами формируем рынок, на котором работаем.

А у тех участников рынка недвижимости, которые не видят смысла в развитии вместе с профессиональными сообществами, это происходит, на мой взгляд, от непонимания. Складывается впечатление, что они просто не готовы вести свой бизнес серьезно и цивилизованно. Не готовы брать на себя ответственность».

«Рынок недвижимости еще не прошел этап формирования цивилизованного облика, эти процессы продолжаются, – уверен заместитель директора РК «Центр недвижимости» Дмитрий Чариков. – И если говорить о той части рынка, которая не участвует в ПГР, то можно однозначно заявить, что у них нет четкой стратегии развития. В данном случае бизнес строится по принципу «день прошел, и ладно». Вопрос заключается в соответствии определенному уровню и стандартам деятельности. На данный момент порядка 70% компаний, именующих себя «риелторскими агентствами», не дошли даже до понимания необходимости соответствовать определенным стандартам. Они настроены потребительски и хотят, чтоб им детально разъяснили преимущества и выгоды их присутствия в ПГР. А гильдия не занимается подобной просветительской деятельностью. У ПГР совершенно иные цели. Это объединение сильных, успешных и честных участников рынка с целью улучшения качества предоставляемых услуг, обмена опытом, выстраивания диалога с властью».

«Возможно, сложилось впечатление, что ПГР несколько агрессивно относится к тем, кто не является членом сообщества, – добавляет президент-элект РГР, председатель совета директоров компании «Арбат» Сергей Канухин. – На самом деле это не так. Если кто-то принципиально не хочет участвовать в гильдии, то нужно понять, почему именно они не хотят. Не хотят быть прозрачными? Возможно, не хотят, чтобы о них была информация в СМИ? Или же просто не готовы? И насколько принципиальна такая позиция? Если речь идет о профессиональном криминале, а, к сожалению, есть на рынке такие явления, то наша задача – их искоренить. И мы будем в этом направлении работать. Если же речь идет о какой-то стадии развития, то рано или поздно контакт с профессиональным сообществом произойдет. ПГР – это вопрос будущего для пока ещё неорганизованных участников рынка».

Почем квадратный метр мечты?

В последнее время много говорят о спаде спроса на жилую недвижимость и даже о «стагнации» рынка. Самарские профессионалы рынка не согласны с подобной постановкой вопроса.

«Я хотел бы разобраться с самим понятием «жилая недвижимость», – говорит Дмитрий Чариков. – Ушло в прошлое противоборство между такими псевдосегментами рынка, как «первичный» и «вторичный» рынок. Будем говорить грамотно: есть инвестиционный сегмент рынка - это строящиеся объекты, и есть сегмент готового жилья, спрос на которое был, есть и будет, поскольку он определяется нашими базовыми потребностями. При любом состоянии экономики люди рождаются, женятся, разводятся – жизнь остановить нельзя, и поэтому рынок живёт даже в периоды экономических и социальных катаклизмов. Вспомним хотя бы кризис 1998-го года – и тогда рынок жил, и операции на этом рынке совершались.

Ажиотажный спрос 2005-2006 годов, когда рост стоимости квадратного метра составлял 100% в год, и люди приходили в агентство со словами «хотим купить, неважно что, и много», остался в прошлом. Сейчас динамика роста цен составляет в среднем 20-25 %, но это нельзя назвать спадом или кризисом. Это нормальный для рынка процесс, но некоторыми он воспринимается как крах в сравнении с предшествующей ненормальной, искусственно подогреваемой ситуацией. Сегодня можно говорить о стабилизации рынка, о том, что рынок недвижимости вошел в устойчивую фазу стабильного роста.

Если же говорить о тенденциях на рынке, то важнейшей задачей, которую необходимо решать сегодня, является наполнение рынка новым жильем по доступным ценам. Сейчас можно говорить о том, что уже сформировалось несколько направлений решения этой задачи. Это, прежде всего, увеличение объемов строительства жилья эконом-класса в черте города. Во-вторых, освоение ближайшего пригорода. И, в-третьих, это альтернативное домостроение (быстровозводимые конструкции). Потребность в жилье всё ещё огромная. По данным аналитиков, в зависимости от региона, лишь порядка 10-20% граждан удовлетворены своими жилищными условиями. Более 80% представляют категорию потенциальных потребителей рынка жилой недвижимости».

Переживает ли ипотека критические дни?

Кризис ипотеки в Америке был одной из наиболее обсуждаемых тем ушедшего года. Специалисты спорили, как заокеанские процессы отразятся на состоянии ипотеки в России. Самарские профессионалы рынка считают, что это была ложная тревога.

«Негативные тенденции не повлияли существенным образом на рынок жилой недвижимости, – считает исполнительный директор РА «Визит» Полина Карпенко (фото). – Во многом благодаря слаженной работе всех участников: банков, ипотечных брокеров, через которых сейчас идёт около 60% сделок, потребителей. Несмотря на возникший кризис ликвидности, количество работающих кредитных программ осталось прежним. С рынка ипотеки ушли в основном те банки, которые не были настроены на долгосрочные перспективы и отнеслись к выдаче кредитов недостаточно серьезно. Но одновременно с этим на рынке появились не менее интересные предложения от тех банков, которые раньше на этом рынке не работали. Это, в свою очередь, уравновесило рынок. Таким образом, можно говорить, что произошел своеобразный передел рынка. Сегодня в лидеры выходят те банки, которые достаточно скрупулезно подходят к проверке клиентов.

По данным нашей компании, в течение второго полугодия 2007 года и первых месяцев текущего не сократилось количество реально совершенных ипотечных сделок. Наоборот, мы наблюдаем повышение спроса, поэтому мы уверены, что ипотечного кризиса не произойдет».

«Хочу отметить, что изменение процентных ставок в сторону увеличения на вторичном рынке жилья не коснулось нового строительства, – добавляет директор инвестиционной компании «Спектр недвижимости» Екатерина Конахина. – поэтому приобретение квартиры в новостройке по ипотеке, наоборот, стало более доступным».

«Сейчас любой более-менее успешный коммерсант предпочтет вложить в приобретение недвижимости ипотечные деньги, чем «выдернуть» их из оборота действующего бизнеса, где стоимость денег, как правило, дороже ипотечных, – вносит свою лепту в обсуждение вопроса председатель совета директоров ГК «Усадьба» Олег Егоров. – То, что банки стали выдавать ипотечные кредиты под земельные участки, внушает оптимизм в отношении выполнения программы доступного жилья, поскольку рост цен на землю, я думаю, в обозримом будущем будет превышать среднюю динамику роста цен на недвижимость».

«Рост процентных ставок на 1% не снизил интереса к ипотеке и не сделал её менее доступной, – продолжает тему генеральный директор АН «ВИП Компания» Татьяна Сырова (фото). – Конечно, беспокойство, вызванное информацией об ипотечном кризисе в США, которая широко муссируется в СМИ, существует. Всех шокирует повышение процентных ставок. Мы тоже обсуждаем эту тему. Но повышение произошло в среднем на один-два процента – это около 500 рублей прибавки к ежемесячному платежу, что, разумеется, не принципиальная сумма для человека, который берет кредит в несколько миллионов рублей.

Что же касается ужесточения правил и увеличение сроков выдачи ипотечных кредитов, то это приведёт, прежде всего, к повышению качества работы и снизит риск невозврата денежных средств. В то же время это способствует повышению правового сознания населения и росту ответственность за взятые обязательства. Не исключено, что ваша испорченная кредитная история может в будущем осложнить кредитование, на которое будут претендовать ваши дети.

С другой стороны, мне как профессионалу обидно наблюдать в некоторых рекламных объявлениях элементы манипулирования сознанием людей при помощи таких некорректных обещаний как «ипотека бесплатно», «без первоначального взноса», «ипотека за 15 минут». Любой профессионал подтвердит, что фактически таких сделок не бывает».

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления