Недвижимость Дикая, дикая Самара

Дикая, дикая Самара

Всегда полезно взглянуть на ситуацию со стороны: сразу же на поверхность выходят серьезные ошибки и просчеты, становятся видны недостатки и огрехи. Но главное, очевидными оказываются совершенно иные, гораздо более интересные перспективы...

Всегда полезно взглянуть на ситуацию со стороны: сразу же на поверхность выходят серьезные ошибки и просчеты, становятся видны недостатки и огрехи. Но главное, очевидными оказываются совершенно иные, гораздо более интересные перспективы и возможности. Именно поэтому сайт Dom63.ru предложил обсудить особенности местного рынка недвижимости «несамарскому» эксперту–консультанту по региональным проектам международной консалтинговой компании CB Richard Ellis Гайку Папояну.

Отличаются ли региональные рынки недвижимости от столичного?

– Отличия конечно есть. В первую очередь региональные рынки как таковые не соизмеримы со столичным по своему масштабу. Причем, если, к примеру, в США, региональные рынки недвижимости составляют 35-40% от нью-йоркского, то в России пропорции иные. Так в Москве офисов какого-либо класса около 25 млн кв. м, а в регионах таких площадей на два порядка ниже – в среднем 250-300 тыс. кв. м.

Другое отличие заключается в том, что в российских регионах местные крупные компании покупают или самостоятельно строят для себя офис. Тогда как в Москве столичные организации, даже такие влиятельные как РАО ЕЭС, «Роснано», «ВымпелКом» и многие другие, зачастую предпочитают арендовать помещения. Не говоря уже об иностранных компаниях, 90% из которых именно снимают офисы для размещения бизнеса в России.

Плюс ко всему, если в Москве строят в основном объекты класса А, то в регионах – класса В. Такое различие обусловлено во многом самим спросом. Дело в том, что федеральные компании, развивающиеся в регионах, за исключением тех, что работают в сегменте luxury, не стремятся арендовать премиальные офисы. Многие в первую очередь ориентируются на качество площадей и вменяемость арендодателя, его готовность идти на компромиссы, возможность зафиксировать в соглашении максимальное количество условий, чтобы в дальнейшем не возникало конфликтов. Поэтому договоры аренды на 60 страницах для федеральных компаний в порядке вещей.

А чем различаются между собой рынки недвижимости в разных регионах? Есть ли специфика у самарского?

– В принципе, особых различий я не вижу. Разве что самарский рынок отличается своей дикостью. А вообще, я бы поделил все региональные рынки на рынки городов-миллионников и рынки остальных менее крупных административных центров. Отличаются они между собой объемами коммерческих площадей и заинтересованностью компаний в открытии офисов. Еще пять лет назад, когда федеральные компании только начинали экспансию в регионах, было принято открывать офис сначала в региональном центре, а затем в менее крупных городах области. Например, в Самаре и в Тольятти. Сейчас многие поняли, что вполне достаточно разместить головной офис в областном центре. А в остальных городах оставить только небольшой один операционный и стрит – ретейл. Как следствие, федеральные компании стали увеличивать площадь арендуемых помещений в городах-миллионниках, и сокращать – в других населенных пунктах.

С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться при работе с самарскими девелоперами и собственниками коммерческих помещений?

– Вообще, особой отличительной чертой самарского рынка недвижимости, на мой взгляд, остается своеобразная самовлюбленность местных девелоперов. Ни в одном другом городе я не встречал более самоуверенных, убежденных в своей правоте и не способных идти на компромисс собственников.

А с кем в Самаре чаще всего приходится работать? С управляющими компаниями или непосредственно с собственниками объектов?

– Еще одна черта именно самарского рынка связана именно с тем, что большинство собственников самостоятельно управляют своими объектами или организуют собственные УК. Для сравнения, большинство офисных центров в Екатеринбурге уже давно работают с независимыми управляющими компаниями. Хотя стоит сказать, что региональные УК – это тоже особая тема для разговора. Управляющие компании зачастую только затрудняют сотрудничество с арендаторами. А нередко девелоперы и УК вообще преследуют разные цели. Если собственник готов снижать арендные ставки, только чтобы заполнить площади, то большинство УК, работающие на проценте с оборота, стремятся держать цену за квадратный метр на максимально высоком уровне. Управляющие компании всегда надеются, что через месяц-другой помещения удастся сдать подороже. Правда, они далеко не всегда учитывают, что из-за простоя площадей каждый месяц собственник теряет по 8,33% годовой прибыли.

Как изменилась структура спроса на региональную коммерческую недвижимость с начала кризиса?

– Сама структура спроса на региональную коммерческую недвижимость среди федеральных игроков принципиально не изменилась. Другое дело, что сузился сам рынок арендаторов: распространенный в кризис процесс слияний и поглощений значительно сократил количество компаний, претендующих на коммерческие площади. Поэтому, по моему убеждению, сегодня самарским девелоперам в первую очередь необходимо делать упор именно на местный бизнес. Потенциал этого рынка арендаторов просто огромен.

Правда ли, что за прошлый год свои офисы и представительства в регионах закрыла львиная доля федеральных компаний?

– Основные арендаторы в регионах – это финансовые, страховые, консалтинговые, аудиторские компании и все, что с этим связано. Естественно, кризис в первую очередь коснулся финансистов, затем страховщиков и далее по цепочке. Компании, которые сумели закрепиться, занять сильные позиции в регионах и сформировать хороший доход уже в 2007 году, продолжают работать до сих пор. Других же кризис 2008 года застал в разгар инвестиционного периода, когда организация работы филиала в регионе требует больших затрат и практически не приносит дохода. Таким компаниям в большинстве случаев приходилось закрывать только что открытые представительства. В частности, приостановили развитие в регионах инвестиционные компании, которые потеряли практически все свои региональные офисы ввиду элементарного отсутствия клиентов. Одни компании вовсе закрывались в регионах, другие сокращали количество занимаемых площадей. Все это, естественно, сказалось на существенном увеличении общей доли вакантных площадей в регионах.

Какой сегмент коммерческих площадей сегодня наиболее востребован среди потенциальных федеральных арендаторов в Самарском регионе?

– Наибольшую заинтересованность компании сейчас проявляют к производственным помещениям в Тольятти. В первую очередь это связано с Автовазом. Многие российские и зарубежные компании – производители автокомпонентов – активно ищут в Тольятти подходящие цеха и помещения. Хотя, думаю, далеко искать не надо. Наверняка, сам АвтоВАЗ способен удовлетворить данный спрос за счет своих пустующих площадей. Пока к нам не поступала информация о том, сдает ли тольяттинский завод собственные помещения в аренду, хотя на этом предприятие могло бы и подзаработать. А, учитывая, что в стоимости комплектующих одной из основных затратных частей являются затраты на аренду, то АвтоВАЗ, сдавая по невысокой цене помещения своим поставщикам, может рассчитывать на невысокую стоимость комплектующих.

Насколько интересна для потенциальных потребителей (арендаторов) идея создания в регионах технопарков? Как вы бы оценили подобные проекты?

– Технопарк, как и любой другой проект, хорош, если его правильно реализовать. В большинстве случаев такие объекты позиционируются и ориентируются на иностранные компании. Но мало того, что зарубежный бизнес попросту ничего не знает о подобных проектах, так еще и с экономической точки зрения для них это не выгодно. Полностью переводить свое производство и исследовательские центры в регионы для большинства компаний крайне накладно. Поэтому, на мой взгляд, технопарки также имеет смысл ориентировать на местное производство. Главное, предложить для регионального арендатора/покупателя приемлемые условия. Плюс ко всему, для Самары создание технопарков позволило бы перевести ряд промышленных предприятий из центральной части города.

Кроме того, может иметь успех идея привлечения к участию в проектах технопарков лизинговых компаний. Это позволит резидентам не перевозить на объект все производственное оборудование, а точно также как и площади, взять его в аренду на определенный срок или выкупить в рассрочку. Хотел бы особо отметить, что земельный участок, на котором располагалось производство, может и должен быть продан или каким –либо другим образом вовлечен в коммерческий оборот, а деньги после его продажи должны быть переданы бывшему собственнику, чтобы он смог расплатиться по своим новым обязательствам. Возможностей на самом деле много. Самое главное, чтобы государство, которое сегодня выступает в качестве основного участника проектов в регионах по созданию технопарков и особых экономических зон, не стремилось на этом заработать также спекулятивно, как это делают некоторые девелоперы..

Кстати, именно современные технопарки сегодня наиболее перспективный сегмент рынка недвижимости. Причем как с точки зрения участия государства, так и с точки зрения частного бизнеса. Сегодня промышленность пошла в рост, задерживает ее развитие только отсутствие современных производственных площадей. Думаю, что именно сейчас настало время, когда рынок недвижимости уже не будет развиваться экстенсивно.

Считается ли Самарский регион приоритетным для развития федеральных и международных компаний?

– Отношение инвесторов к Самаре очень специфическое. Федеральные компании не торопятся заходить в этот регион. Многие пересмотрели свои планы по развитию в области после истории с открытием «Икеи». И если задуматься, что может предложить Самара инвестору, чего нет в радиусе 100-150 километров от Москвы. Такие города, как Тверь, Калуга, Владимир предлагают гораздо более интересные условия реализации проектов. Все в пример ставят Калугу: приходит инвестор, заявляет о своем желании открыть в области завод. Подписывает соглашение с администрацией города или правительством области. А дальше за дело берется местная корпорация развития, которая подбирает девелопера для строительства объекта, выделяет земельный участок. И сдает объект «под ключ», с согласованной строительно документацией, подключенными инженерными коммуникациями. Там нет такого, чтобы строителю пришлось самостоятельно ходить по поставщикам и договариваться о подключении к коммуникациям. И вся работа с поставщикам электроэнергии, газа, воды и так далее ведется в самой администрации, причем до границ самого земельного участка сети доводят за счет города. Девелоперу остается только построить сам объект и подвести коммуникации к самому зданию. Скажите, что из этого может предложить инвестору Самара, и вы ответите на вопрос, почему регион не входит в число приоритетных.

Что, на ваш взгляд, должно произойти, чтобы Самара все-таки стала более интересной площадкой для развития бизнеса?

– Дорогая земля, дорогие коммуникации, сложности с согласование проектной документации, получением разрешения на строительство и актов ввода в эксплуатацию – вот, что отпугивает от региона инвесторов. Исправить ситуацию способна только инициатива местных властей, которые должны, наконец, повернуться к девелоперам и инвесторам лицом. На самом деле, Самарская область – очень перспективный регион, главное – грамотно реализовать существующие возможности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления