На месте ГПЗ-4 появятся гигантские дома. И городские власти уже согласовали параметры будущей застройки. Там будет не один небоскреб, а несколько. Да и социальные объекты обещают. Публикуем всё, что известно о будущей стройке. Есть в этих планах как минимум один изъян.
Как поделили ГПЗ
Четвертый подшипниковый завод основали на базе московского завода, который эвакуировали в Куйбышев в 1941 году из-за Великой Отечественной войны. Здесь производили комплектующие сначала для танков, затем для самолетов и ракет. В 1990-е годы этот и другие подшипниковые заводы перешли в частную собственность Игоря Швидака. После его смерти «подшипниковая империя» досталась его сыну Александру. Заводы стали постепенно закрывать. ГПЗ-4 был первым.
На месте предприятия созданная Швидаком компания «Самара-центр» планировала реализовать масштабный проект по строительству жилого микрорайона. Корпуса завода снесли. Но организация обанкротилась, что стало причиной продажи территории ГПЗ-4. Самую большую часть площадки купила компания «Новый Дон», которой руководит известный самарский девелопер Анатолий Давидюк. И у организации большие планы на эту территорию.
«Новый Дон» является застройщиком ЖК «Сокол», ЖК «Феникс», ЖК «Рекорд». Еще одна компания Анатолия Давидюка планирует застроить участок около Парка 60-летия Советской власти. А на месте самарского элеватора девелопер хочет возвести 7 многоэтажных домов.
Три участка напротив торгово-офисного центра «Вертикаль» в 2019 году приобрел «Балтинвестбанк». Два из них предназначены для размещения многоквартирных домов, третий — под дороги, проезды и иные пешеходно-транспортные коммуникации. Но что по факту там будут строить и будут ли строить вообще в ближайшие годы — пока неизвестно.
Участком ГПЗ с выходом на Московское шоссе владеет международная сеть торговых центров Selgros Cash and Carry. Организация хотела построить ТЦ в своем формате — в Самаре подобные магазины есть уже у Metro. Но власти не дали свое согласие. По мнению чиновников, стандартная одноэтажная коробка с большой плоскостной парковкой на входе может испортить облик территории. Концепцию Selgros пока не поменял. Посему судьба площадки оказалась под вопросом.
Небоскребы вместо завода
Пока постепенно приближается к строительству Анатолий Давидюк. Параметры будущего микрорайона, который уже окрестили «Самара-сити», уже дважды обсуждали на публичных слушаниях. Детали рассказал главный архитектор группы компаний «Новый Дон» Алексей Фадеев.
По его словам, в границах улиц Луначарского, Московского шоссе и Мичурина планируется строительство 10 высотных многоквартирных домов. Внешне будет выделяться центральная часть квартала.
— Там планируется возведение трех зданий в 53 и 75 этажей. Дом-доминанта высотой 250 метров будет расположен на центральной оси квартала. Причем первые этажи этого здания мы хотим сделать в стиле корпуса солдатских казарм. По предварительным расчетам, в домах будет около пяти тысяч квартир. Площадь общественных этажей составит примерно 44 000 кв. метра, — рассказал Алексей Фадеев.
Линдовский военный городок построили на пересечении Мичурина, Луначарского и Московского шоссе в период с 1906 по 1911 год. Комплекс включал больше 100 зданий: две кирпичные трехэтажные казармы, семь двухэтажных домов, сараи, склады, конюшни, цейхгаузы, баню, гауптвахту и ветлечебницу. Привычное название комплекс получил в 1919 году. Его назвали в честь революционера Гавриила Лейтейзена, партийным псевдонимом которого был Г. Линдов. Военные части располагались здесь до сентября 1941 года.
По его словам, под жилыми домами запроектированы двух- и трехуровневые подземные паркинги. Тем не менее, для части территории площадью 28 003 кв. метра
застройщик попросил о сокращении количества мест для машин. По правилам, на одну квартиру должно приходиться одно парковочное место. Коэффициент сократят до 0,9. Однако у экспертов всё еще остались вопросы.
— Да, застройщик говорит, что хочет сделать подземный паркинг. В Самаре делают 1–2 этажа обычно. Максимум можно 5 этажей. Но даже в этом случае площадь подземной парковки будет в 8–10 раз больше, чем само здание. И где же они возьмут столько места? К тому же, под такие небоскребы не строят паркинги с коэффициентом одно место на одну квартиру. Как правило, такие здания — офисные. Либо там делают апартаменты. А раз апартаменты, значит, жители не могут там прописаться. Значит, они уже не имеют права на поликлиники, школы, детские сады. Ну, и цена, конечно, меньше — квадратный метр других денег стоит, где-то на 20% дешевле, — высказался архитектор, советник губернатора Самарской области Виталий Стадников.
Тем не менее мэр Самары Елена Лапушкина дала добро и на возведение небоскребов, и на количество парковок. Теперь осталось получить разрешение на строительство от регионального Минстроя.
А как же дороги?
По словам архитектора «Нового Дона», все коэффициенты застройки ранее согласовали в проекте планировки территории. По всей видимости, речь идет о документе, который разрабатывали под проект Игоря Швидака. Схематично план отображен на одной картинке.
Инфраструктуру «Новому Дону» тоже обещает. В планах — строительство школы на 600 человек, поликлиники на 100 посещений в смену и детских садов.
— Концепция возведения столь высоких зданий дает возможность размещения аллей, скверов и детских площадок, — добавил архитектор.
Однако остается нерешенным вопрос с дорогами. Кстати, отчасти из-за этого в свое время погорел проект Игоря Швидака. В нем отсутствовали планы по продлению улицы Челюскинцев от Мичурина до Московского шоссе. Впрочем, судя по словам Алексея Фадеева, есть шанс на решение проблемы.
— Мы продолжаем работу в этом направлении, — сказал архитектор.
Эксперты считают, что именно с транспортного вопроса и следовало начинать планирование застройки ГПЗ-4.
— Такая ситуация — типична для Самары. Это связано с тем, что нет четкого городского планирования. Зачастую кажется, что органы власти, которые занимаются строительством и транспортом, живут в разных мирах. Если говорить конкретно о территории ГПЗ-4, то строительство небоскребов, конечно, может спровоцировать транспортный коллапс. Как его избежать? Возможно, потребуется расширение действующих дорог — Луначарского, Московского шоссе, Мичурина. Но это модель из 60-х годов прошлого века. Нужно работать над развитием общественного транспорта. Предусмотреть там трамваи, больше автобусов и троллейбусов, инфраструктуру для велосипедистов. Также нужно будет озадачиться продлением улиц Челюскинцев и Гая, — считает глава самарского отделения «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» Вадим Алексеев.
А вы поддерживаете строительство небоскребов на месте ГПЗ-4? Пишите в комментариях свое мнение о проекте.