Пробки утром, пробки вечером. Обычный день рядового самарского водителя проходит именно по такому сценарию. И просвета в этом транспортном безумии как будто бы и не предвидится. К тому же ожидаются ограничения движения на главных магистралях города из-за строительных и ремонтных работ. Что ждет самарских водителей в этом году? Не погрязнет ли город в новом транспортном коллапсе? И как Самару будут спасать от пробок? На эти и другие вопросы в интервью 63.RU ответил начальник отдела дорожной инспекции регионального УГИБДД Артём Кудашев.
— С каждым годом в Самаре становится всё больше пробок. Почему так происходит? Какие глобальные проблемы с организацией движения вы видите в городе? Как их нужно решать?
— Я бы выделил две проблемы. Первая заключается в том, что многие перекрестки в Самаре сильно перегружены. Их ресурс исчерпан, и одной настройкой светофоров ситуацию не исправить. Ну вот давайте возьмем в пример пересечение улиц Авроры и Гагарина. Очень большая интенсивность движения там — 6 полос по Авроре, 6 полос по Гагарина. Перекресток в данном случае — как горлышко в бутылке. Пока мы не изменим организацию движения, машины быстрее ехать не будут. Расширить дорогу невозможно — нет места. Вариант — строить развязку по типу той, что собираются возводить на улице Ново-Садовой. То есть, например, поток по Авроре пустить по верху, с Гагарина будут ехать низом. В этом случае светофор не будет останавливать движение ни по одной из улиц.
Похожая ситуация — на пересечении Московского шоссе и улицы Советской Армии. Очень сложный перекресток. Машины, которые едут по улице Советской Армии со стороны улицы Стара-Загора, нередко перекрывают Московское шоссе, упираясь в пробку на участке Советской Армии до Ново-Садовой. Конечно, планируется вносить изменения в работу светофоров во время ремонта Московского шоссе, но это временная мера, а не лекарство. По-хорошему — тоже нужна развязка.
Еще два проблемных пересечения есть на Московском шоссе. Перекресток с Революционной нуждается в доработке, а возможно и развязке — еще сложнее будет, когда заселят все новостройки, построенные в этом районе. Сложно обойти вниманием Московское шоссе — Авроры — сосредоточение пробок налицо. Благо, по этому перекрестку уже есть решение — построить тоннель (в нижнем уровне пойдет Московское шоссе) в рамках продления улицы Авроры. По нашей информации, сейчас разрабатывается проект. Пока ограничимся тем, что будем менять схему движения.
Вторая проблема — очень мало поперечников между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой. По сути полноценными являются только проспект Масленникова и проспект Кирова. Есть еще улица Советской Армии, но ее надо расширить. Места мало, но добавить хотя бы одну полосу движения надо. Продлить Ново-Вокзальную от Московского шоссе до Ново-Садовой, сделать там полноценную дорогу ничего не мешает. Это поможет разгрузить существующие поперечники. Ну и, конечно, нужно продлевать улицу XXII Партсъезда, как запланировала мэрия. У администрации города есть намерение построить дорогу к 2023 году.
Ясно, что это не все дорожные проблемы Самары. Есть отдельные проблемные улицы. Вот, например, Полевая. Очень сложное пересечение с Арцыбушевской — там и остановки общественного транспорта — автобусы тормозят поток машин, и много трамвайных рельсов в сочетании с пешеходными переходами — пропуская пешеходов, трамваи перекрывают движение. И при этом очень стесненные условия — остановки переносить некуда, для расширения дороги места нет, рядом больница Пирогова. Остается работать с тем, что есть.
— А если говорить не о центральных городских улицах...
— На мой взгляд, в серьезной доработке нуждается проспект Кирова. Требуется реконструкция дороги, расширение до 6 полос движения. Чтобы всё это сделать, необходимо вырубить немало деревьев, убрать трамвайные рельсы, поменять все коммуникации. Но идея расширения проспекта Кирова как хорды города будет иметь эффект. Пока же рассматривается вопрос проведения капитального ремонта дороги. Есть вариант в рамках этого проекта сделать кольцо Кирова — Стара-Загора разрезным.
Также требуется расширение улицы Ново-Вокзальной на всем протяжении. Шире дорогу нужно сделать и на трассе М-5 — при въезде в Самару. Кстати, «Большая Волга» (подразделение Росавтодора. — Прим. ред.) ужа заказала проект. До 6 полос планируется расширить дорогу от «Икеи» до тольяттинской развязки. Правда, к строительству приступят не раньше, чем через 2 года. Но уже в этом году начнется возведение надземного пешеходного перехода у гостиницы «Моя». Из-за «зебры» на этом участке часто возникали пробки. Надземный переход эту проблему решит. Думаю, он будет готов к концу 2022 года.
— А в городе планируется строительство таких надземных пешеходных переходов? Люди, например, просят на Московском шоссе у «Золотого Яблока» сделать.
— Строительство надземных и подземных пешеходных переходов — эффективный механизм. Пешеходы в безопасности, транспортный поток ничего не тормозит. Но эффект будет только тогда, когда мы можем убрать регулируемый пешеходный переход. Так, например, было у ТЦ «Империя». Был регулируемый пешеходный переход. Построили подземный. «Зебру» убрали. Таких мест на Московском шоссе больше нет.
Что касается «Золотого Яблока», то проблема давно известна. Пешеходы там перебегают дорогу, что небезопасно. Но наземный переход сильно затормозит движение по Московскому шоссе. А подземный или надземный там просто негде строить — очень плотная застройка.
Строительство надземного пешеходного перехода планируется на другом участке Московского шоссе — в районе 16-го км.
— Трамвайные остановки посреди дороги тоже вызывают много вопросов. Взять тот же участок у рынка «Норд», у станции метро «Победа» — люди буквально стоят на дороге. Какие проблемные места выделяет ГИБДД? И как организовать остановки таким образом, чтобы и пассажирам было удобно, и водителям?
— На таких участках остановки планируем делать прямо около трамвайных путей. Например, на улице Ново-Вокзальной, в районе пересечения с Московским шоссе, планируется сделать площадку — островок безопасности, на котором люди смогут ожидать трамвай. Во время ремонта Заводского шоссе уже сделали такие на всех остановках. Ожидаем, что скоро улица XXII Партсъезда попадет в план по ремонту дорог, и там тоже проведут аналогичные работы. Сейчас островок есть в районе пересечения дороги с улицей Антонова-Овсеенко.
К сожалению, на улице Победы, в районе пересечений с Пугачевской, Советской и у «Вива Лэнда», не получилось остановки у трамвайных путей сделать. Дело в том, что на подобные площадки нужно место — делаем их за счет полосы и смещаем ось дороги. Сужать улицу Победы до двух полос — неправильно.
Что касается участка в районе рынка «Норд», на пересечении Заводского шоссе и улицы XXII Партсъезда, то там уже проведена часть работ по переносу остановки ближе к улице Рыльской. Островки у рельсов сделали, знаки поставили. Теперь администрация должна перенести сами павильоны. Думаю, к весне всё доделают, и остановка будет работать на новом месте.
— Мэрия Самары чает за счет введения платных парковок сократить число машин на улицах города. Как вообще ГИБДД относится к инициативе? Сейчас ведь не только в центре предлагают проект реализовать, но и на Мичурина, Мориса Тореза, Гагарина, Победы. Какой эффект действительно даст введение платных парковок?
— ГИБДД придерживается позиции, что для увеличения пропускной способности дорог нужно не вводить платные парковки в границах улиц, а строить внеуличные паркинги. Если такие пространства появятся, тогда в принципе можно будет запретить остановку и стоянку на определенных дорогах.
К введению платных парковок в границах улиц нужно относиться с большой осторожностью. В последние 5–6 лет администрация плавно вводила в центре ограничения по принципу «четное и нечетное». То есть в четные числа можно парковаться только с правой стороны, по нечетным — только с левой, и наоборот. В проекте платных парковок, который нам показали, такого разделения нет.
И хоть мэрия заверяет, что не будет много желающих оставлять свои машины за деньги надолго на парковке, исключать это не стоит.
— А ведь было предложение разгрузить центр города не за счет введения платных парковок, а за счет организации одностороннего движения. Оно всё еще в работе? Или его отмели как нежизнеспособное?
— Это предложение жизнеспособное. Но у него есть минусы. Да, будет больше полос для движения. Но ведь одностороннее движение будет действовать по принципу квартала. Грубо говоря, по Куйбышева машины будут ездить только в сторону площади Революции, по Фрунзе — только в обратном направлении, по Некрасовской — только в сторону Волги, по Льва Толстого — только в сторону железнодорожного вокзала. Вы только представьте, сколько придется кружить водителям, чтобы из одной точки доехать до другой. К тому же придется серьезно перекраивать схему движения общественного транспорта. А трамваи никуда и не перенесешь.
— Еще один спорный вопрос — выделение полос для общественного транспорта. Какой позиции придерживается ГИБДД? На каких дорогах рекомендовала организовать такие полосы?
— Мы за выделение полос для движения общественного транспорта, но не за счет существующих. Нужно строить дополнительные. Иначе пропускная способность дорог сократится. Это позиция Госавтоинспекции, и мы от нее не отступаем.
— Много жалоб было по поводу ограничения скорости движения на Южном шоссе. Его когда-нибудь снимут?
— Да, жалоб и у нас было много. Люди говорили, что мы ограничили скорость, чтобы штрафы собирать. Нет. Ограничение скорости было вынужденной мерой. На Южном шоссе с колеями всё куда хуже, чем на Московском шоссе. Машины на высокой скорости просто вылетали из колеи на полосу встречного движения. У нас было несколько ДТП, в том числе с погибшими. Поэтому скорость ограничили до 40 километров в час.
В этом году Южное шоссе отремонтируют на участке от Уральской до Южного моста. По оси проезжей части установят разделительное ограждение облегченного типа, как на Красноглинском шоссе. После этого ограничения снимут. Автомобилисты смогут ездить со скоростью 60 километров в час.
— Какие изменения в организации дорожного движения ждать самарским водителям в 2021 году?
— Мы ожидаем, что в этом году пустят движение по новой развязке на Уральской — Утёвской, которую возводят в рамках строительства второй очереди Самарского (Фрунзенского) моста. Также летом ожидаем открытие нового моста через реку Сок. Надеемся, что Заводское шоссе доделают.
Также собираемся обезопасить несколько аварийных перекрестков. В частности, изменим режим работы светофоров на пересечении проспекта Кирова и улицы Нагорной. Там сделаны стрелки для поворота налево, но водители стремятся проскочить на желтый, и происходят столкновения. Поэтому левые повороты выделим в отдельную фазу. Сначала будут проезжать водители в прямом направлении. После того как для них загорится красный, смогут начать движение автомобилисты, которые хотят повернуть. Аналогичная ситуация на пересечении проспекта Ленина и улицы Осипенко. Там такой же режим работы светофоров применим.
А вот на пересечении проспекта Ленина и улицы Челюскинцев нужно обезопасить пешеходов. Сейчас, когда для пешеходов на Ленина загорается зеленый, водители могут поворачивать с Челюскинцев на Ленина. И происходят ДТП. Пешеходов сбивают. Чтобы исключить эту ситуацию, мы сократим время для перехода проспекта Ленина. Только после того как для пешеходов загорится красный, водители смогут поворачивать с Челюскинцев на Ленина.
— Вы уже затронули тему строительства развязки на улице Ново-Садовой в районе пересечений с улицами Советской Армии и XXII Партсъезда. Как будет организовано движение на время проведения работ?
— Будет очень сложно, и к этому горожанам надо готовиться. Такой масштабный проект в черте города без пробок реализовать не получится. Сейчас подрядчики Минтранса занимаются переносом коммуникаций. Затем будут расширять дублер, который идет от Гастелло до завода Тарасова, до четырех полос. После 1–15 июня 2021 года планируется перекрыть три полосы Ново-Садовой по направлению из города. Машины перенаправят на дублер.
Полное ограничение Ново-Садовой от Гастелло до завода Тарасова мы ожидаем к 1–15 октября 2021 года. С этого момента и до окончания строительства (ориентировочно — 2023 год) весь транспорт, включая общественный, будет ездить по дублеру. При этом изменится схема движения на всех дорогах, которые входят в границы Московского шоссе, Гастелло, Советской Армии, Солнечной и Ново-Вокзальной. Окончательно она не утверждена, но некоторые варианты уже озвучены. Схематично это отражено на карте.
Пассажирам автобусов тоже нужно морально подготовиться — на Ново-Садовой некоторые остановки закроют.
— На 2021 год запланирован и ремонт участка Московского шоссе от Мичурина до Кирова. И очевидно, что ограничения движения там тоже будут. С учетом работ на Ново-Садовой — не спровоцирует ли это транспортный коллапс?
— На Московском шоссе не будет столько глобальных работ, как на Ново-Садовой. По сути там только обновят дорогу, запланированы изменения в организации дорожного движения. Основную часть ремонтных работ будут проводить в ночное время, когда движение на Московском шоссе не интенсивное. Но какую-то часть работ будут проводить и днем. Поэтому ограничения предполагаются, но не масштабные. Где-то будем ограничивать скорость движения, в какое-то время будем перекрывать по одной полосе. Но транспортного коллапса это спровоцировать не должно.