Муниципальный автобусный перевозчик Самары — МП «Пассажиравтотранс» («ПАТ») — может вернуться на рынок в 2024 году. Такой прогноз в интервью 63.RU озвучил заместитель руководителя департамента транспорта города Юрий Тапилин.
Муниципальный перевозчик работал в городе с мая 2007 года до весны 2018 года. В марте 2018 года стало известно, что предприятие закрывают из-за больших долгов. По предварительным подсчетам, размер задолженности составил 1 миллиард рублей.
МП «Пассажиравтотранс» создали в мае 2007 года. Территориально подвижной состав и инфраструктура (административно-бытовые корпуса, ремонтные зоны) располагались на Блюхера, 28а и Пугачевской, 73а. Предприятие обслуживало городские и сезонные дачные маршруты. Также осуществляло перевозки пассажиров на кладбища и во время городских праздников.
Городским властям пришлось в экстренном порядке искать нового перевозчика. В апреле 2018 года стало известно, что автобусы и имущество обанкротившегося «ПАТ» передали в аренду ООО «Самара Авто Газ». Чуть позже этой же компании достались и все маршруты. Ежегодно контора платит мэрии Самары 76 миллионов рублей в качестве взноса.
ООО «Самара Авто Газ» — частная компания. Раньше ее связывали с бизнесменом и политиком Алексеем Ушамирским. Теперь компания принадлежит столичному перевозчику.
Несколько лет жители Самары высказывали недовольство действиями частного перевозчика. В основном претензии касались как уменьшения количества автобусов на маршрутах, так и выпуска на линию машин с меньшей вместимостью. В последний раз массовые недовольства самарцы высказывали в начале июле 2022 года. Тогда пассажиров без предупреждения обязали входить в салоны автобусов только через переднюю дверь. Представители «Самара Авто Газ» назвали это решение «шоковой терапией» и попыткой решить проблему с зайцами. Но не всем такие нововведения пришлись по вкусу.
Параллельно городские власти пытались расплатиться с долгами «ПАТ». Частично на эти цели идут деньги, которые в бюджет города перечисляет частный перевозчик.
— Нам удалось уменьшить сумму долга до 400 миллионов рублей. По предварительным расчетам, задолженность получится закрыть полностью к 2024 году. После этого мы планируем возвращать муниципального перевозчика к работе. Тем более что как раз к этому времени у «САГ» будут заканчиваться контракты на некоторые маршруты. И их мы будем выставлять на торги, — заявил Юрий Тапилин.
При этом, судя по словам главы департамента транспорта, с перевозчиком заключат новый тип контракта. Финансирование будет зависеть не от количества перевезенных пассажиров, а от количества рейсов.
Один из вопросов, который предстоит решить местным властям после возвращения на рынок «Пассажиравтотранса», возможный конфликт между коммерческим и муниципальным перевозчиком. Но, как считает Юрий Тапилин, проблем быть не должно.
— Мы знаем, что есть маршруты, которые «САГ» не хотел бы обслуживать. Но тогда, в 2018 году, он не мог от них отказаться, потому что их разыгрывали не по одному, а пачкой. Когда будет истекать срок договора на тот или иной маршрут, начнем организовывать торги. И там уже победит тот, кто сделает лучшее предложение, — пояснил замглавы дептранса.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.