Развлечения Михаил Куперберг о том, как появляются интересные фильмы

Михаил Куперберг о том, как появляются интересные фильмы

11 сентября в «Ракурсе» начнется новый сезон. А пока его директор, киновед Михаил Куперберг рассказал о том, что привлекает зрителей и как появляются интересные и умные фильмы.

11 сентября в «Ракурсе» начнется новый сезон. А пока его директор, киновед Михаил Куперберг рассказал о том, что привлекает зрителей и как появляются интересные и умные фильмы.

И уму, и сердцу

- Можете поделиться рецептом идеального фильма?

- Идеальными были фильмы Чарли Чаплина. Из современных режиссеров могу назвать Эмира Кустурицу. Он снимал актуальные, динамичные фильмы и в то же время классические. Он на материале этнических проблем, даже вооруженных конфликтов, благодаря своему оптимизму и жизнелюбию делал прекрасные картины: «Время цыган», «Черная кошка, белый кот» и «Жизнь как чудо».

В идеальном фильме должно быть и повествование, и образное решение - работа оператора и художника. Музыка - не иллюстрирует, а находится в контрапункте с изображением. Режиссура - энергичная, но ненавязчивая.

В 20-е годы был изобретен язык кино - Эйзенштейном, Гриффитом, немецкими экспрессионалистами, французскими авангардистами. Но зритель-то ведь не ходил на эти фильмы... Он покупал билет на самые банальные комедии, которые ничего не открывали и революций не производили. Но в 20-е же годы появился Чаплин! А в 30-х появилось звуко-зрительное кино: фильмы Хичкока, «Чапаев» братьев Васильевых, «Веселые ребята» Александрова, где режиссеры объединили искусство и зрелище.

- Зрелищность - вынужденная мера, чтобы привлечь зрителя?

- Лучшие режиссеры об этом не думали. В 30-40-е годы кино делали люди без профессионального образования. Американское кино продвигали выходцы из Восточной Европы, приехавшие за лучшей жизнью: продюсеры, режиссеры, актеры, операторы. Конечно, они хотели заработать денег, но рассказывали интересные человеческие истории, показывали характеры. Триллеры, гангстерские фильмы, комедии и мюзиклы спасли американскую нацию в годы великой депрессии наравне с экономическими мерами Рузвельта. Режиссеры и продюсеры того времени и в Америке, и в Европе интуитивно понимали, что нужно зрителю, но в то же время не опускались до уровня безвкусицы. Было интуитивное кино и в нашей стране: Гайдай, Данелия, Рязанов, Лиознова. Гайдай не писал никаких теоретических статей, а «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и «Операция «Ы» - очень удачные образные решения о советской жизни. «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Три тополя на Плющихе», «Мама вышла замуж» и другие - это замечательные советские фильмы, которые до сих пор пользуются успехом у зрителя и при этом являются настоящим искусством. Вообще средний уровень американского, итальянского, французского, советского кино 60-х - начала 70-х был очень хорошим. А начался ренессанс в конце 50-х: Калатозов, Чухрай, Бондарчук. Их фильмы «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» - рассказ о том, что волнует самих авторов, нашел отклик у самого широкого круга зрителей.

- А что объединяло в то время и физиков, и лириков, и интеллектуалов, и рядового зрителя?

- Просто бывают времена, когда все дышат одним воздухом. Людям хотелось жить по-другому и по-человечески. В конце 80-х была такая же история. Только на искусство это уже не повлияло. Художникам дали свободу, а они не знали, что с этой свободой делать. Мало кому удалось сделать что-то, адекватное эпохе. Но такие режиссеры есть и сейчас. Вот Валерий Тодоровский один из тех, кто умеет делать демократичные фильмы: «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих». Его «Стиляги» - и зрелищное, и умное кино. Не знаю, почему Владимир Меньшов не снимает, а играет во всякой ерунде. Его работы «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли» - это наш Кустурица. Они веселые, размашистые, хулиганистые, затрагивающие важные темы.

- Может ли в таком случае документальное кино занять место игрового, если художественный герой все никак не рождается?

- Бывали случаи, когда документальное кино опережало игровое: «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса, «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя» Станислава Говорухина. К сожалению, многие наши современные авторы-документалисты снимают ленты о негативных сторонах нашей жизни. Это никогда не вызовет живой интерес у зрителей. Авторы снимают талантливо, но сами для себя. Их так воспитали в 90-е годы.

- Директор фестиваля «Кино - детям» Нина Шумкова сетовала на то, что маленького зрителя сегодня не удается побаловать премьерами. Как вы считаете, все настолько плохо?

- Детям нельзя показывать все, им надо хорошее показывать. Не могут же организаторы фестиваля перед просмотром говорить: «Ребята, понимаете, такая ситуация... У нас нет режиссеров, которые умеют делать детское кино. Но вы все равно поддерживайте отечественного производителя». Лучше привезти классику и опять показать фильмы «Айболит 66», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Не болит голова у дятла», «Курьер», сказки Александра Роу, советскую анимацию.

Не все хорошо, что рекламируют

- Перед Новым годом вы говорили, что число зрителей «Ракурса» уменьшается. Как прошла вторая половина сезона?

- Январь-февраль-март прошли очень достойно. Даже лучше, чем в прошлом году. Это за счет феноменального успеха фестиваля короткометражек Future Shorts и «Шапито-шоу». «Шапито-шоу» параллельно шел в кинотеатрах, но к нам пришли люди, которые хотели посмотреть полную версию в компании себе подобных. Хорошо прошел «Фауст» Александра Сокурова и «Стыд» Стива Маккуина, опять же, несмотря на то, что были в кинотеатрах. «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева и «Анну Каренину» и «2асса2» Сергея Соловьева мы показывали эксклюзивно, поэтому они пользовались предсказуемым успехом. Но потом, в мае-июне, произошел спад зрительского интереса, и в итоге у нас вышел отрицательный финансовый результат.

- Можете предположить, в чем причина зрительского интереса?

- Те картины, которые окружены неким рекламным полем, например, если их награждают на фестивалях, говорят о них на телевидении и в Интернете, конечно, привлекают больше зрителей. Это очевидно. Хотя бывают неожиданные фавориты - например, «Шапито-шоу». Но это уникальное произведение. Вряд ли нечто подобное появится в ближайшие годы. А то что нас ожидает - это российские фильмы, сделанные слишком серьезно. Они отражают нашу жизнь, но хотелось бы, чтобы нам это преподносили не только в мрачном ключе, но и весело. Не как Кафка, а как Хармс.

- Значит, зритель реагирует только на рекламу?

- Она тоже не все решает. Фильм «Шпион» качественно сделан, но в прокате провалился, несмотря на активную рекламную кампанию, потому что зрителя перекормили военной тематикой. Телеканалы пестрят сериалами о войне, чаще всего дискредитирующими. Параллельно на большом экране вышли «Титаник» в 3D, «Гнев титанов», «Морской бой», и все пошли на них. А «Фонд кино» (Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. - Прим. авт.) пытается волевым решением снимать нечто патриотическое и заставлять зрителей это смотреть. Лучшие картины получаются из ничего, когда создатели не думают, что снимают нетленку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления