Своими набережными Самара выделяется на фоне других российских городов. Но в скором времени их станет еще больше. Причем осваивать предлагают не только берега Волги, но и реки Самары. Показываем и рассказываем, где и какие набережные хотят построить в городе.
Три уровня от Ладьи в сторону Загородного
Построить набережную вдоль берега Волги от улицы Лесной в направлении Загородного парка самарцам обещали много-много раз. И в основном бизнесмены, которые строили высотки в этом районе. В районе ЖК «Ладья» предлагали сделать трехуровневую набережную, у «Паруса» — попроще. Посмотрите эскизы. Ни то, ни другое так и не воплотили в жизнь.
А между тем наметилась застройка расположенной по соседству территории бывшего завода имени Масленникова. Почти все корпуса предприятия снесли. Большую часть площадки собрался осваивать бизнесмен Владимир Аветисян, известный своими активами в газовой и энергетической отраслях, и его партнеры. Остальную — компания семьи бывшего министра строительства Самарской области Николая Чудаева. Почитайте подробности про планы бизнесменов.
Власти же решили ввести ограничения и утвердили проект планировки территории в границах улиц Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова. Это площадки трех бывших промышленных предприятий — завода имени Масленникова, КИНАПа и Силикатного завода.
В документе прописали ограничения по высотности зданий, которые могут построить на этих участках, а также планы по обустройству инфраструктуры, в том числе новой набережной.
— Значительная площадь зарезервирована под набережную. Это будет единое рекреационное пространство площадью 27 га вместе с набережной у Ладьи. Также предусмотрен широкий полностью пешеходный бульвар от Фабрики-Кухни и КРЦ «Звезда» до набережной — «вторая Ленинградская», — пояснили представители правительства.
А министр строительства Николай Плаксин добавил, что новая набережная будет трехуровневой.
Набережная на реке Самаре
Пожалуй, самый масштабный проект строительства набережной предложили для стрелки рек Волги и Самары. Идеи включены в концепцию «Притоки Волги», которую рассматривают как один из вариантов освоения площадки.
Мы уже писали, что эта концепция предусматривает строительство восьми зданий в виде матрешек на стрелке. Посмотрите наш обзор с эскизами о том, как преобразится территория. Обустройство набережной разбили на три этапа. Первые затраты будут связаны с демонтажем грузового порта. На это потребуется 40 миллионов рублей. Еще 250 миллионов рублей нужно будет вложить в капитальный ремонт существующей причальной стенки протяженностью 450 метров, 182 миллиона рублей — в укрепление существующего откоса длиной 1700 метров.
Второй этап предусматривает обустройство набережной из гранита в двух или трех уровнях вдоль Волги от улицы Кутякова до стрелки и от стрелки до моста по улице Главной. Стоимость проекта оценивают от 4 до 6 миллиардов рублей.
Во время третьего этапа планируется строительство набережной от улицы Кутякова до 6-го причала и развитие набережной реки Самары от моста по улице Главной до моста по улице Фрунзе. Протяженность каждой составит 1,1 км. Стоимость строительства двух участков оценивают в 6 миллиардов рублей.
Частично дублирует идею инвесторов один из пунктов в схеме территориального планирования Самарской области. Судя по обновленной версии документа, региональные власти хотят провести реконструкцию набережной у 6 причала.
— Протяженность прогулочной зоны составит 3,1 км, — указано в документе. При этом пока не известны ни параметры стройки, ни сроки исполнения проекта.
Соединят старую и новую набережные
Эта идея ближе всего к реализации. Cамарцы уже проголосовали за концепцию. Вот эскизы победителей.
Мэрия разработала техзадание для проектировщиков. Из него стало известно, какой будет новая набережная.
Прогулочную зону собираются сделать в три уровня. Нижний — прибрежный, средний — променадный, верхний — городской. Высота составит около 9–10 метров.
Работы будут выполнять в два этапа. На первом построят пешеходную эспланаду площадью 11 тысяч квадратных метров для соединения старой и новой набережных. Она будет представлять собой пешеходный бульвар с выделенной полосой движения велосипедистов, роллеров и скейтбордистов. Высота составит около 5 метров. Ширина пешеходной части должна быть не менее 6 метров.
Эспланада — улица с широкими аллеями, широкое открытое пространство.
— Конструктивно эспланада должна представлять собой комбинацию участков, укрепленных подпорными стенами, и эстакады на опорах. Это наиболее экономичное решение. К тому же оно создаст связь с природной береговой полосой, акваторией Волги и территорией пивзавода и ГРЭС, — указали в техзадании сотрудники департамента.
В состав эспланады также войдут организованные спуски на нижний уровень ландшафтной зоны (30,2–33 метра) и подъемы на верхний уровень — на территорию пивзавода и ГРЭС (38 метров).
Вторым этапом строительства станет создание системы ландшафтного парка. Сделают его в виде террас, которые каскадом будут спускаться к берегу Волги. Причем проектировщиков попросили предусмотреть укрепление берега от размыва во время паводка с помощью георешеток или других конструкций. Элементы благоустройства также должны быть устойчивыми к такому воздействию.
— На прибрежной территории нужно предусмотреть сезонные пешеходные покрытия с возможностью их демонтажа в зимне-весенний период. Необходимо также обеспечить сохранение существующих элементов озеленения, — добавили чиновники.
На территории ГРЭС за бассейном ЦСК ВВС сделают амфитеатр с видовыми площадками. Конструкции должны быть монолитными, железобетонными с разрывами в местах существующих зеленых насаждений.
— В принципе при строительстве набережной планируется сохранить существующее озеленение берега и расположенные на нем объекты культурного наследия. Территорию ГРЭС нужно будет огородить. Архитектурно-стилистическое решение оформления должно соответствовать современным тенденциям. Должны быть туалеты, малые архитектурные формы (скамейки, урны и так далее), проезды для спецтехники, освещение, водоснабжение. Доступ маломобильных граждан должен быть обеспечен на все уровни набережной, — указали в техзадании специалисты депстроя.
Проект разрабатывает скандально известная фирма из Ярославля. Сроки строительства также назвали — 2023–2025 годы. Примерная стоимость новой набережной составит 3,84 миллиарда рублей.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.