В Самаре возобновят работу по строительству метро. В первую очередь доделают станцию «Алабинская». А потом, вероятно, продолжат воплощать накопленные планы по обустройству подземки. Мы собрали все идеи и проекты в одном материале.
«Алабинская» — рекордный долгострой
Полноценная грамотно построенная ветка метро — мечта многих самарцев. Представьте, через весь город можно было проехать без пробок. Но сейчас городская подземка включает в себя всего 10 станций. По сути, на метро можно доехать только от «Ладьи» до Юнгородка. То есть метрополитен не охватывает даже полгорода.
Но чтобы продолжить развитие подземки, нужно довести до ума то, что уже есть. Последнюю станцию метро — «Алабинская» — начинали строить в далеком 2007 году. И работы до сих пор не завершили.
Сейчас станция работает челночным способом. Поезда приходят на один путь и уходят с этого пути на станцию «Российская», при этом проходят через стрелку на второй путь и далее следуют по обычному маршруту.
Завершить оборудование перегонного тоннеля, камеры съездов станции «Алабинская» и выходов планируют в 2022 году. На это потребуется почти один миллиард рублей.
Достроить первую ветку
После завершения работ на «Алабинской» власти планируют озадачиться завершением строительства первой ветки метро. Начнут со строительства станции «Самарская». План уже есть.
Тоннель проложат под улицей Самарской от Ново-Садовой (в районе «Макдоналдса») до Самарской площади. Саму станцию построят в районе пересечения улиц Самарской и Ярмарочной.
Во время стройки разроют огромный котлован. Это неизбежно приведет к ограничению движения транспорта, как на перекрестке Полевой и Самарской, который является самым оживленным в центре города, так и на самой Самарской. Но метростроители предлагают применить щадящий режим.
Приступить к работам планируют не ранее 2022 года. По предварительной оценке специалистов, на строительство станции потребуется 3–4 года. Сделать ее планируют небольшой, с двумя вестибюлями. Длина платформы составит 104 метра. Для входа сделают четыре наземных павильона с лестницами. Установку эскалаторов заказчики не запланировали.
Стоимость этой стройки оценили в 7,3 миллиарда рублей. Для завершения первой ветки метро потребуется возведение еще одной станции — «Театральная». Построить ее планировали на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской. Но о перспективах этого проекта власти очень давно ничего не сообщали.
Вторая ветка метро
По планам регионального Минстроя, вторая ветка метро в Самаре пройдет от Фрунзенского моста до железнодорожного вокзала под землей — вдоль берега реки Самары. Через железнодорожные пути линию протянут по эстакаде. С улицы Мечникова метро уйдет под землю и протянется вдоль проспекта Карла Маркса до улицы Гагарина. Затем с Гагарина подземку протянут по Московскому шоссе до района рядом с центральным автовокзалом. Посмотрите схему.
Длина второй ветки метро составит 9,06 км. Построят 6 станций:
«Хлебная площадь» — под Фрунзенским мостом,
«Вокзальная» — на эстакаде, над старым зданием пригородных касс,
«Клиническая» — на пересечении улиц Владимирской и Карла Маркса,
«Карла Маркса» — на пересечении улицы Карла Маркса с улицей Гагарина над действующей станцией метро «Московская»,
«Революционная» — на пересечении улиц Революционной и Ново-Московской,
«Орловская» — на Московском шоссе между улицами Авроры и Энтузиастов.
На 2022–2024 годы власти запланировали разработку проекта первого этапа работ.
Метро — на окраины
Периодически в Самаре озвучивают предложения изменить планы по строительству метро. Многие сходятся в том, чтобы протянуть подземку к микрорайону Крутые Ключи. По оценке Сергея Натальчука — гендиректора компании «ВТС Метро», сотрудники которой строили большинство станций, прокладка 11 километров тоннеля до развязки на пересечении Московского и Ракитовского шоссе может занять около 32–36 месяцев.
Но пока власти придерживаются уже утвержденных проектов. Впрочем, чтобы сэкономить деньги, по Московскому шоссе до Центрального автовокзала хотят проложить «легкое» метро.
В 2020 году также в публичную плоскость попали схемы по перспективному строительству метро. В них обозначено возведение участка подземки от перспективной станции «Орловская» до перспективной станции «18-й км» с пятью станциями. Судя по публикации, последнюю планируют возвести в районе пересечения Волжского и Московского шоссе.
Также в схемах указано, что еще одну линию хотят протянуть от станции «Московская» до перспективной станции «12-я станция» в поселке Соцгород с пересечением реки Самары и со строительством 8 станций и электродепо.
Почему не строят
Желание горожан и властей продолжить строительство метро очевидно. Но местных бюджетов на такие проекты не хватает — нужно привлекать федеральное финансирование. В последние годы власти РФ не стремятся помочь регионам со строительством метро. Средства выделяют на другие крупные дорожные проекты. В Самарской области финансируют строительство мостов — через Волгу у Климовки, через Сок и вторую очередь Фрунзенского моста.
Пока власти Самары ограничиваются тем, что пытаются увязать маршруты наземного общественного транспорта с подземкой — чтобы жители имели возможность пересесть на метро. Чиновники даже начинали эксперимент по внедрению единых билетов. Но его пришлось свернуть из-за коронавируса и снижения пассажиропотока.
А как вы считаете, нужно продолжать строить метро в Самаре?