У нового автобусного перевозчика, который решил зайти на самарский рынок, купив «СамараАвтоГаз», оказалась богатая история. Он уже засветился в нескольких провинциальных городах — и не везде с хорошей стороны. Есть у организации и солидные связи, например с семьей главы МВД России. Каковы отзывы о перевозчике? И чего ожидать самарцам?
Что достанется новому перевозчику в Самаре
ООО «СамараАвтоГаз» появилось на самарском рынке в 2014 году. Сначала компания обслуживала маршруты № 2, 9, 13, 24, 34, 41, 67, 70. С ее подачи маленькие «Газели» заменили на автобусы средней вместимости МАЗ, что обрадовало далеко не многих пассажиров. Ведь и транспорт стал приходить реже. А вот власти оказали организации большее доверие. В 2018 году «СамараАвтоГаз» получил в аренду всё имущество муниципального перевозчика «Пассажиравтотранс», так как МП оказалось на грани банкротства. Частник платит мэрии взносы в размере 76 миллионов рублей в год. Эти деньги в том числе идут на погашение долгов «Пассажиравтотранса».
«СамараАвтоГаз» связывают с именем бизнесмена, бывшего министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области, экс-депутата Самарской губернской думы Алексея Ушамирского. Но официальных данных о том, что он владеет или курирует этот бизнес, нет. Сейчас у компании пять учредителей: Геннадий Абазев, Артем Базов, Андрей Алейников, Игорь Ефремов, Артем Атласов.
Без протестов и судебных разбирательств не обошлось. Сотрудники «Пассажиравтотранса» устраивали митинги. А представители УФАС заподозрили, что чиновники действовали в интересах компании. Прокуратура же потребовала признать сделку незаконной. Также горожане устраивали митинг из-за сокращения автобусных маршрутов и угрожали перекрытием дорог. Но все эти коллизии постепенно уладили. Сотрудников «Пассажиравтотранса» трудоустроили в «СамараАвтоГаз». Что касается судебного процесса, то суд полностью отказал в удовлетворении иска прокуратуры. А вот жалобы на нехватку автобусов сыплются до сих пор. И перевозчика за это даже штрафовали.
И хоть власти периодически заявляют, что планируют вернуть МП «Пассажиравтотранс» муниципальные автобусные перевозки, обслуживать эти маршруты продолжает «СамараАвтоГаз». Доверили компании и дачные перевозки. И судя по данным системы «Контур.Фокус», на убытки организации жаловаться не приходится. Финансы на конец 2020 года выглядели так: баланс — 659,5 миллиона рублей (+33%), выручка — 2 миллиарда рублей (-18%), чистая прибыль — 104 миллиона рублей.
Согласно данным, опубликованным на сайте компании, «СамараАвтоГаз» обслуживает 85 маршрутов. В компании работает более 800 водителей и 750 кондукторов. В автопарке 450 автобусов.
В таком виде ООО «Ранд-Транс», зарегистрированное в Москве, и выкупает «СамараАвтоГаз».
Согласно данным системы «Контур.Фокус», учредителями «Ранд-Транса» являются Михаил Наугольных (60%) и Армен Алавердян (40%). У обоих есть еще компании по организации пассажирских перевозок. Они уже обозначили себя в других провинциальных городах России. И практически везде это было связано с решением властей избавиться от маршруток, чтобы заменить их на большие автобусы — очень похоже на самарский сценарий. И проблемы были почти те же.
Отзывы о перевозчике из других городов
В Ярославле с 2019 года работает ООО «АвтоМиг», зарегистрированное в Московской области. Учредителями являются тот же Михаил Наугольных (66,7%) и Валерий Акопджанян (33,3%). Компания выиграла трехгодичный контракт на 58 миллионов рублей по обслуживанию нескольких пригородных маршрутов, в том числе Рыбинск — Ярославль. Тогда претензий к их работе было очень много. Проблемы были с типом автобусов: на междугородних маршрутах ездили машины, похожие на маршрутки, сбивались с графика, транспорта не хватало — люди жаловались на забитые битком салоны. Но списка недобросовестных контрагентов компании удалось избежать.
В 2021 году московский перевозчик засветился в транспортной реформе Ярославля, целью которой стало избавление от маршруток в пользу больших автобусов. Его связывают с деятельностью «Ярославского АТП», которое обслуживает четыре городских маршрута. Владеет организацией Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Однако по информации наших коллег из 76.RU, у «Ярославского АТП» есть несколько контрактов с компанией «Вест Лайн», связанной с «Ранд-Трансом» и «Автомигом». Это договора аренды автобусов и кондукторов.
Также «АвтоМиг» работает с 2020 года в Перми. Сначала компания получила от городской администрации контракты на обслуживание 6 автобусных маршрутов, затем — еще четырех. В автопарке организации — автобусы МАЗ и «Лотос». Организация закупила и новый транспорт для города.
А на рынок автобусных перевозок Санкт-Петербурга зашли другие подмосковные компании. Сначала речь шла об ООО «Альфа Грант». В 2014–2016 годах в число учредителей входил один из владельцев «Ранд-Транса» Михаил Наугольных. Теперь собственником и директором организации значится Марк Рахманин. Ранее он возглавлял ООО «Бургер Стрит М», среди учредителей которого был сын главы МВД России Владимира Колокольцева — Александр Колокольцев. Но в итоге на аукционы по автобусным маршрутам пришел «Домтрансавто», крупный перевозчик из Московской области с выручкой под 2 миллиарда рублей. Эта компания зарегистрирована по тому же адресу, что и ООО «Ранд-Транс-1», которым владеет один из учредителей «Ранд-Транса» Армен Алавердян. Перевозчику сопутствовала удача на двух аукционах, каждый стоимостью около 18 миллиардов рублей. Однако заключили ли с компанией контракт, пока неизвестно.
Чего ожидать от нового перевозчика в Самаре
Согласно информации на официальном сайте «Ранд-Транса», компания обслуживает более 100 маршрутов по Московской области. Парк насчитывает свыше 3500 единиц транспорта не старше 5 лет. Финансы организации на конец 2020 года выглядели следующим образом. Баланс составил 2,4 миллиарда рублей (+21% за год). Выручка снизилась на 16% — до 2,3 миллиарда рублей. Чистая прибыль — 36,9 миллиона рублей. Правда, есть уведомление от 13 августа 2021 года о том, что некий кредитор Чуфистов Николай Николаевич намерен обратиться в суд с требованием признать компанию банкротом. Но подобный иск пока на арбитраже не регистрировали.
Власти заверяют, что продажа «СамараАвтоГаза» компании «Ранд-Транс» не повлияет на дорожную обстановку в городе.
— Департамент транспорта заключил контракты на осуществление автобусных перевозок с перевозчиком ООО «СамараАвтоГаз». Продажа предприятия, смена его владельцев не влияют на исполнение этих контрактов, — сообщили 63.RU в администрации города.
При этом, по словам чиновников, именно новый перевозчик доставил в Самару трехдверные автобусы с кондиционерами — 10 штук. Их уже выпустили на маршрут.
— Старые автобусы могут сдавать в аренду в установленном порядке. Выпуск транспорта по городу при этом не снижается, — добавили в департаменте транспорта Самары.