В Самаре к 2024 году собираются достроить первую ветку метро. Деньги на это регион получит в виде инфраструктурного кредита от правительства РФ в размере 10,4 миллиарда рублей. Однако не факт, что этой суммы хватит на все запланированные станции. Кажется, одну исключили.
Сейчас в Самаре метрополитен не охватывает даже полгорода. Он включает в себя 10 станций и связывает центр с промышленными районами, где плотность населения в современных реалиях не очень большая. По сути, на метро можно доехать только от «Ладьи» до Юнгородка. И такая ограниченная маршрутная сеть объясняет низкую популярность подземки. В 2019 году пассажиропоток самарского метрополитена составил 13,1 миллиона человек. В 2020 году показатель снизился из-за пандемии коронавируса и введенных ограничений. Он составил 8,78 миллиона человек. Ожидается, что в 2021 году пассажиропоток подземки достигнет 10,49 миллиона человек.
Для сравнения: в Казани, которую часто сравнивают с Самарой, работают 11 станций метро. А пассажиропоток при этом в 2019 году составлял 30,5 миллиона человек, в 2020 году — почти 21,5 миллиона человек. И в городе уже строят вторую ветку подземки.
Власти рассчитывают, что увеличить популярность метро поможет развитие маршрутной сети. Для горожан плюс: добраться из точки в точку можно без пробок.
У регионального правительства уже есть планы по строительству второй ветки метро. Также есть варианты дальнейшего развития подземки к окраинам города, в частности, к северной. Но для начала нужно доделать первую линию. И тут речь шла о трех станциях.
Во-первых, это «Алабинская». Станцию начинали строить в далеком 2007 году. Для пассажиров ее открыли в феврале 2015 года. С тех пор поезда здесь курсируют челночным способом. Составы приходят на один путь и уходят с него на станцию «Российская», при этом проходят через стрелку на второй путь и далее следуют по обычному маршруту. Общая стоимость строительства (без учета последнего, еще не исполненного контракта) составила около 9 миллиардов рублей. Завершить оборудование перегонного тоннеля, камеры съездов станции и выходов планируют в 2023 году. На это потратят еще 1,07 миллиарда рублей.
Во-вторых, планировалось построить станцию метро «Самарская». По проекту, тоннель проложат под улицей Самарской от Ново-Садовой (в районе «Макдоналдса») до Самарской площади. Саму станцию построят в районе пересечения улиц Самарской и Ярмарочной.
Если стройка состоится, то на улице Самарской разроют огромный котлован. Это неизбежно приведет к ограничению движения транспорта как на перекрестке Полевой и Самарской, который является самым оживленным в центре города, так и на самой Самарской. Но метростроители предлагают применить щадящий режим — перекрывать дорогу кусками. Также, возможно, потребуется снос домов.
По предварительной оценке специалистов, на строительство станции потребуется 3-4 года. Сделать ее планируют небольшой, с двумя вестибюлями. Длина платформы составит 104 метра. Для входа сделают четыре наземных павильона с лестницами. Установку эскалаторов заказчики не запланировали. Стоимость строительства вместе с тоннелем оценили в 6,7 миллиарда рублей.
Замкнет первую ветку подземки станция «Театральная». Построить ее планировали на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской — около площади Куйбышева.
— Без «Театральной» существующую ветку самарского метро нельзя считать законченной. По документам, у нее как раз и есть камера съездов, где вагоны смогут делать разворот. На «Самарской» же такое не предусмотрено проектом. Да, расстояние между площадью Куйбышева и Самарской площадью небольшое, и его можно пройти пешком. Да и сама «Театральная» будет короткой. Но она необходима с технической точки зрения, — объяснил главный архитектор компании «Волгатрансстрой-Проект» Дмитрий Орлов.
ГК «Волгатрансстрой» принадлежит известному самарскому бизнесмену Вячеславу Сонину и получает множество подрядов от властей Самарской области. Это проектирование и строительство нового дворца спорта, проектирование нового речного вокзала. Подряды на строительство метро тоже достаются «Волгатрансстрою». Компания занимается «Алабинской». Да и проект «Самарской» она формировала.
Источник 63.RU, знакомый с ситуацией, сообщил, что региональные власти рассматривали несколько вариантов завершения строительства первой ветки метро в Самаре. И в одном из них не нашли места для станции «Самарская»:
— Есть вероятность, что эту станцию строить не будут. Связано это с расстояниями. По планам, «Самарская» будет располагаться всего в нескольких кварталах от «Алабинской» — около Самарской площади. «Театральную» тоже рядышком построят — на площади Куйбышева. Маленькие расстояния, а затрат много, — рассказал собеседник 63.RU.
Собственно, и губернатор Дмитрий Азаров, комментируя одобрение кредита на метро, не упомянул станцию метро «Самарская».
— Деньги направят на строительство станции метро «Театральная». Ее появление позволит решить вопрос эффективной перевозки 3,5 миллиона пассажиров в год из быстро растущих промышленных районов города. Районы Безымянки будут связаны с административным, культурным центром Самары. Кроме того, новая станция снимет существующие технологические ограничения и обеспечит сокращение интервала движения поездов с нынешних 15 до 5 минут. Планируем полностью завершить строительство первой ветки метро в 2024 году, — сказал губернатор.