Минстрой Самарской области приступил к поиску подрядчика на исполнение многомиллионного государственного контракта. Победителю торгов предстоит разработать проект планировки территории для строительства метрополитена от станции «Самарской» до станции «Театральной» в столице региона. Информация об этом размещена на сайте госзакупок.
— Подрядчику предстоит распланировать территорию площадью 12,4 га. На это у него будет срок с момента заключения контракта до 28 декабря 2021 года, — указано в документах закупки.
Выбрать подрядчика рассчитывают в конце ноября 2021 года. Чиновники установили стоимость контракта в размере 13,8 миллиона рублей. Но подрядчики могут предложить более выгодную цену.
Ни станции «Самарской», ни станции «Театральной» на данный момент не существует. Они должны стать продолжением первой линии метро. Ее начинали строить в советские годы. На сегодняшний день работают 10 станций: «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская» «Российская» и «Алабинская». Последняя всё еще не готова, хотя строят ее с 2007 года. Для пассажиров станцию открыли в феврале 2015 года. С тех пор поезда здесь курсируют челночным способом: составы приходят на один путь и уходят с него на станцию «Российская», при этом проходят через стрелку на второй путь и далее следуют по обычному маршруту. Общая стоимость строительства (без учета последнего, еще не исполненного контракта) составила около 9 миллиардов рублей. Завершить оборудование перегонного тоннеля, камеры съездов станции и выходов планируют в 2023 году. На это потратят еще 1,07 миллиарда рублей. Работы выполняет АО «Волгатрансстрой-9».
Следующей по очереди должна была стать станция метро «Самарская». Подрядчик региональных властей — ООО «Волгатрансстрой-Проект» — даже сделал проект подготовки площадки к строительству тоннеля и самой станции. Документ прошел главгосэкспертизу. По проекту, тоннель проложат под улицей Самарской от Ново-Садовой (в районе «Макдоналдса») до Самарской площади. Саму станцию построят в районе пересечения улиц Самарской и Ярмарочной.
Точные сроки власти изначально не называли, но когда региональные власти заговорили о возможности получения инфраструктурного кредита от правительства РФ для строительства метро, появилась надежда, что ждать осталось не так долго.
АО «Волгатрансстрой-9» и ООО «Волгатрансстрой-Проект» входят в группу компаний «Волгатрансстрой». Председатель правления и генеральный директор — Вячеслав Сонин. ГК является родственным бизнесом для холдинга «Балтийская строительная компания», основателем и владельцем которого являлся Игорь Найвальт. В Самаре компания известна тем, что построила здание железнодорожного вокзала. У «Волгатрансстроя» много госконтрактов с правительством Самарской области. Компания, которая входит в ГК, участвовала в благоустройстве территории у стадиона «Солидарность Арена», построила новый дворец спорта в столице региона, спроектировала речной вокзал. Также у организации есть контракты на достройку станции метро «Алабинской» и проектирование «Самарской».
Однако когда правительственная комиссия одобрила кредит в 10,4 миллиарда рублей на завершение строительства первой ветки метро в Самаре, о станции «Самарской» речь не зашла. Зато вспомнили уже позабытый проект станции метро «Театральная».
По мнению источников 63.RU, есть вероятность, что «Самарскую» строить вообще не будут. А сделают только «Театральную». Региональные власти не подтвердили это, но и не опровергли.
Строительство станции активно обсуждали в начале 2000-х годов. Власти заказали проект. А в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года подали заявку федеральным властям на получение финансирования. Однако мундиаль не помог: денег не дали. С тех пор тему строительства станции не поднимали.
На сегодняшний день есть старый проект «Театральной». Разместить станцию планируют на улице Галактионовской — на участке от Вилоновской до Красноармейской, в непосредственной близости от площади Куйбышева и Театра оперы и балета. Посмотрите инфографику.
Есть вот такие эскизы «Театральной», опубликованные ООО «Волгатрансстрой-Проект».
По проекту «Театральная» должна была стать односводчатой станцией мелкого заложения. Стены собирались украсить портретами известных актеров. Выход планировали сделать на стороне площади Куйбышева. Однако еще в 2016 году главный инженер ООО «Волгатрансстрой-Проект» Александр Кузин говорил, что проект не прошел госэкспертизу из-за «архитектурных сложностей» исторического центра. Очевидно, что его еще предстоит дорабатывать. И это тоже потребует финансирования.
По словам министра строительства Самарской области Николая Плаксина, новая станция метро должна отвечать нескольким параметрам. Главный из них — это удобство для жителей Самары.
Однако горожанам всё же придется претерпеть временный дискомфорт на время строительства «Театральной». Чиновник не исключает, что в течение нескольких лет в Самаре будут проблемы с транспортом.
— Чтобы минимизировать их, тоннель будут прокладывать закрытым способом — проходческим комплексом. Но ограничений избежать не удастся. Они будут касаться небольших участков, и в это время рабочие будут возводить притоннельные сооружения, — объяснил Николай Плаксин.
Какая же польза будет от станции? Вот, что сказал губернатор Дмитрий Азаров:
— Инфраструктурный кредит, полученный от правительства РФ, направят на строительство станции метро «Театральная». Ее появление позволит решить вопрос эффективной перевозки 3,5 миллиона пассажиров в год из быстрорастущих промышленных районов города. Районы Безымянки будут связаны с административным, культурным центром Самары. Кроме того, новая станция снимет существующие технологические ограничения и обеспечит сокращение интервала движения поездов с нынешних 15 до 5 минут. Планируем полностью завершить строительство первой ветки метро в 2024 году.