Аэропорт Курумоч — ключевой транспортный объект Самарской области и Поволжья. Но одновременно это и большая бизнес-машина. Кому же достается прибыль? Читайте в нашем материале.
Долгая приватизация
Аэропорт Курумоч находится в поселке Береза, который входит в состав Самары. Его построили в конце 1950-х годов. Но пассажирские перевозки начались только в 61-м. Летали на самолетах Ан-10, Ту-124, Ту-154 и других — в Москву, Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск, Волгоград, Краснодар, Минеральные Воды и Симферополь.
После перестройки аэропорт получил статус международного. И по традициям того времени создали открытое акционерное общество «Международный аэропорт Самара». Его выделили из ОАО «Авиакомпания Самара».
На данный момент — «Авиакомпания Самара». Ее признали банкротом в 2009 году из-за огромных долгов перед Федеральной налоговой службой, банками, топливными компаниями, аэропортами и другими организациями. Общая сумма составила около 3 миллиардов рублей.
В 2002-м аэропорту вернули историческое название Курумоч. А в 2010 году федеральные власти (тогда президентом РФ был Дмитрий Медведев. — Прим. ред.) практически полностью передали его в собственность Самарской области. Правда, сделали это неспроста, а чтобы отдать частнику.
Власти объявили, что нужен инвестор. Объясняли это тем, что Курумоч сильно проигрывал другим аэропортам страны и мира в плане комфорта. Ведь здание аэровокзального комплекса не ремонтировали с прошлого века. К тому же использовались устаревшие технологии. Требовалась реконструкция. Особенно с учетом того, что Самару выбрали для проведения матчей чемпионата мира по футболу.
Битва олигархов
Отбирали инвестора для Курумоча через конкурс программ развития. Как сообщали в корпорации развития Самарской области, на него поступило 6 заявок от российских и зарубежных компаний. Например, в списке был «Базовый элемент» Олега Дерипаски (владеет заводом «Авиакор» в Самаре. — Прим. ред.) и государственный «ВТБ Капитал».
Но выбор пал на группу компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, а точнее, входящее в него ЗАО «Курумоч-Инвест».
Состояние Виктора Вексельберга, по последним данным, оценивают в 6,8 миллиарда долларов. Родом с Украины. Деньги заработал на алюминии и нефти. В 1990 году основал управляющую компанию «Ренова» (первоначально — в форме российско-американского совместного предприятия) и занял пост ее генерального директора. Сейчас он является председателем совета директоров. «Ренова» владеет долями в банках, алюминиевых заводах, швейцарском инженерно-строительном концерне, компании в сфере высоких технологий. В Самарской области владеет энергетическими объектами и «Самарскими коммунальными системами».
Оформили сделку по продаже аэропорта быстро. В январе 2012 года власти заключили соглашение с инвестором, в апреле ФАС дала добро. А в июне контора господина Вексельберга получила контроль над Курумочем. Правда, еще пришлось поторговаться с местной элитой.
Дело в том, что гостиницей, бизнес-терминалом, блоком питания и стоянкой на привокзальной площади аэропорта владели структуры ГК «ВИД», близкой к известному самарскому бизнесмену и политику Алексею Ушамирскому. И «Курумоч-Инвест» решила выкупить эти активы. ФАС дала добро в 2013 году.
Алексей Ушамирский был министром транспорта и автомобильных дорог Самарской области, депутатом Самарской губернской думы. Владеет несколькими компаниями. Самая крупная — ГК «ВИД». Также бизнесмен является учредителем «Средневолжской логистической компании», «БВ-Сафари» (занимается охотой, отловом и отстрелом диких животных), «Объединенной транспортной карты» (оператор транспортных карт Самары), гостиничного комплекса «Три вяза». Один из его партнеров является учредителем компании «ЭкоСтройРесурс» — мусорного оператора Самарской области.
Откатали ЧМ под санкции
В реконструкцию самарского аэропорта «Ренова» вложила 6,8 миллиарда рублей. И затраты окупились.
В феврале 2015 года свои двери открыл новый пассажирский терминал пропускной способностью 3,5 миллиона пассажиров в год, который разительно отличается от того, что работал с советских времен. На церемонии был Дмитрий Медведев — уже в статусе премьер-министра РФ с замом Аркадием Дворковичем и тогдашним министром транспорта РФ Максимом Соколовым (сейчас он возглавляет АВТОВАЗ). Приехал и сам Виктор Вексельберг.
Также построили новый грузовой терминал. А в декабре 2017 года запустили в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу (ИВПП-2) протяженностью 3001 метр и шириной 45 метров.
В 2018 году в Самаре успешно прошли матчи чемпионата мира по футболу. За это время аэропорт Курумоч обслужил 349,5 тысячи пассажиров.
Параллельно всё больше обострялись отношения РФ, США и стран Европы. В отношении России вводили экономические санкции. Не обошли стороной и бизнесменов, включая Виктора Вексельберга. В частности, сообщалось, что на его личных счетах в швейцарских банках заморозили около 1 миллиарда франков. Но чисто внешне на работе аэропортов, да и коммунальных организаций бизнесмена это никак не отразилось.
Избавление от офшора
Тем не менее в структуре управления аэропортом Курумоч произошли некоторые изменения. В 2020 году из цепочки пропала кипрская контора Fulgate Consultants Limited. Но, чтобы понять эту самую цепочку, опишем всё детально.
За 2022 год выручка аэропорта Курумоч выросла до 3,2 миллиарда рублей. Чистая прибыль составила 929,8 миллиона рублей. Баланс — 7 миллиардов рублей.
Юридическое лицо аэропорта Курумоч — акционерное общество «Международный Аэропорт Курумоч». По данным системы «Контур.Фокус», все 100% акций принадлежат АО «Курумоч-Инвест». И эта компания как раз входит в «Ренову».
Управляющей компанией аэропорта является АО УК «Аэропорты регионов». И вот ей-то «Ренова» как раз и владела через кипрскую Fulgate Consultants Limited. Но в 2020 году 100% акций перешли к компании «Ретранс», зарегистрированной в Екатеринбурге, по всей видимости, как раз под эту сделку. На тот момент (и, по всей видимости, сейчас — иной информации нет) 90% акций фирмы принадлежали Владимиру Резеру, который до начала 2000-х годов работал на руководящих постах в «Ренове», а 10% — менеджменту УК «Аэропорты регионов».
На сегодняшний день под управлением УК «Аэропорты регионов» находятся еще 9 аэропортов: Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска.
Представитель «Аэропортов регионов» объяснял РБК, что такие изменения никак не связаны с санкциями — причина кроется в смене интересов бизнесменов.
— Управленческая команда компании заинтересовалась развитием новых направлений работы. Обсуждалось партнерство для развития малых аэропортов, а также оказание услуг по профессиональному управлению аэропортами, которые принадлежат другим собственникам. Эти направления были в меньшей степени интересны владельцу холдинга [«Ренова» Виктору Вексельбергу], поэтому менеджменту была предоставлена возможность выкупа управляющей компании для развития новых проектов. Сами аэропорты холдинга по-прежнему принадлежат «Ренове». Их статус сделка никак не изменила.
С тех пор изменений в структуре управления аэропортом Курумоч не было. Но с учетом планов по дальнейшему развитию объекта, возможно, появятся новые инвесторы.
Курумоч превратят в Сеул?
Во-первых, планируется запустить скоростную электричку, которая свяжет Курумоч и с Самарой, и с Тольятти, а также с Новокуйбышевском. Тут уже работу ведут региональные власти и РЖД. Предполагалось, что к терминалу аэропорта протянут железнодорожные пути и построят платформу.
Правда, пока от слов к делу не перешли. Ведь нужно 5 миллиардов рублей — и это по старым расчетам. Самарские власти отправляли заявки федеральным властям, но финансирование пока не получили. В итоге проект отложили — на неопределенный срок.
Говорилось и о создании аэротрополиса в Курумоче, то есть некоего центра деловой активности. Правда, конкретики власти не озвучивали. Только то, что нужны будут деньги, а соответственно, и новые инвесторы.
Аэротрополис — город, в центре которого находятся аэропорт и развитая инфраструктура. Термин впервые был употреблен нью-йоркским художником Николасом Де Сантисом в 1939 году в его фантастических иллюстрациях аэропорта на крыше небоскреба. Сейчас же его используют для характеристики новой экономической модели, когда вокруг аэропорта формируют различные бизнес-кластеры. Аэротрополисы уже есть, например, в Гонконге и Сеуле.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.