Как вы считаете, в Самаре достаточно набережных? Кажется, власти считают, что нет. На сегодняшний день собралась целая плеяда проектов продления прогулочной зоны. Причем есть виды не только на берег Волги, но и на берег реки Самары. Рассказываем и показываем самые интересные предложения по строительству новых набережных.
Набережная на стрелке
Пожалуй, самый масштабный проект строительства набережной предложили для стрелки рек Волги и Самары. Идеи включены в концепцию «Притоки Волги», который рассматривают как один из вариантов освоения площадки.
Мы уже писали, что эта концепция предусматривает строительство восьми зданий в виде матрешек на стрелке. Посмотрите наш обзор с эскизами о том, как преобразится территория. Обустройство набережной разбили на три этапа. Первые затраты будут связаны с демонтажем грузового порта. На это потребуется 40 миллионов рублей. Еще 250 миллионов рублей нужно будет вложить в капитальный ремонт существующей причальной стенки протяженностью 450 метров, 182 миллиона рублей — в укрепление существующего откоса длиной 1700 метров.
Второй этап предусматривает обустройство набережной из гранита в двух или трех уровнях вдоль Волги от улицы Кутякова до стрелки и от стрелки до моста по улице Главной. Стоимость проекта оценивают от 4 до 6 миллиардов рублей.
Во время третьего этапа планируется строительство набережной от улицы Кутякова до 6-го причала и развитие набережной реки Самары от моста по улице Главной до моста по улице Фрунзе. Протяженность каждой составит 1,1 км. Стоимость строительства двух участков оценивают в 6 миллиардов рублей.
Набережная в два уровня
Этот проект появился, когда власти взялись за создание концепции по развитию территории от развлекательного комплекса «Кинап» до спуска улицы Лейтенанта Шмидта. Основное внимание, конечно, сосредоточилось на судьбе территории завода имени Масленникова. Почти все корпуса предприятия снесли, но обещанных небоскребов-корнишонов там так и не появилось. Да и собственников стало уже шесть. Вот и забеспокоились чиновники, как бы не застроили площадку разноперыми домами.
В итоге участники специальной рабочей группы сформулировали концепцию: территория ЗИМа должна стать центром современной Самары с комплексной, многоцелевой застройкой. То есть в ее состав должны входить жилье, офисы, социальная инфраструктура. И на строительстве двухуровневой набережной на берегу Волги делали акцент как раз как на изюминке концепции. Ее длина составит 2,8 км, а ширина — от 40 до 110 метров. Наполнение прогулочной зоны пока не обсуждали. Но ее собираются сделать частью нового туристического маршрута, который свяжет Софийский собор, старую и новую набережную с Фабрикой-кухней, где после реконструкции откроют филиал Третьяковской галереи.
Такой план сформировали, когда пост министра строительства Самаркой области занимал Евгений Чудаев. Он не исключал, что концепция может измениться. С тех пор компания семьи Чудаевых прикупила участок ЗИМа вдоль берега Волги, а сам Евгений Николаевич покинул пост главы Минстроя.
За пивзаводом и ГРЭС
Этот проект в Самаре обсуждают уже несколько лет. Построить набережную предложили на участке берега Волги от улицы Вилоновской до бассейна ЦСКА. Есть даже эскизы.
Однако итоговую концепцию горожанам так и не представили. Власти рассматривали два варианта застройки. Первый предусматривал берегоукрепление по всей протяженности и увеличение территории за счет искусственного земельного участка. В итоге его ширина может составить 54 метра. Второй вариант не предполагает расширения набережной. Участок предлагали сделать двухуровневым с парковочной зоной внизу и прогулочной наверху. Обе концепции предусматривают строительство новых детских и спортивных площадок, точек общепита, а также сохранение существующей инфраструктуры, в том числе водной переправы на Ульяновском спуске. Но власти хотели сделать акцент именно на развлекательной составляющей. То есть эту набережную хотят строить не только для прогулок.
Эти амбициозные планы пришлось заморозить из-за отсутствия денег. И даже если в проекте поучаствуют предприятия — те же пивзавод и ГРЭС, потребуется федеральное финансирование. Чиновники рассчитывали на проект «Формирование комфортной городской среды», но пока объект даже не фигурирует в списках общественного голосования.
Когда начнутся стройки
В пользу идей о благоустройстве берега Волги говорит тот факт, что власти хотят превратить Самару в город-курорт, а именно набережные являются его визитной карточкой. Однако есть множество нюансов. О перспективах строительства 63.RU рассказал руководитель департамента градостроительства Сергей Шанов:
— Строительство набережных в ближайший год-два не планируется. Сейчас в городе есть более насущные вопросы, решаемые в рамках национальных проектов, — это и дороги, и социалка, и ЖКХ, и благоустройство дворов и существующих мест общего пользования. На мой взгляд, пока больше перспектив у проекта очереди от Вилоновской до бассейна ЦСКА. Мы показывали эскизы. Обсуждали наполнение на градостроительном совете. Эту набережную предложили сделать менее камерной, чем остальные. С учетом того, что от жилых домов ее закрывает ГРЭС, можно разрешить и пошуметь в рамках дозволенного — кафе или те же танцплощадки открыть. Представители пивзавода и ГРЭС говорили, что не против и даже готовы поучаствовать в проекте. Но пока дальше дело не пошло. Проект инфраструктурный, дорогостоящий.
Несколько иная ситуация с проектами строительства набережных у территории ЗИМа и на стрелке Волги и Самары.
— Набережная у ЗИМа, конечно, появится, но только после того, как на площадке появится новая застройка. В этом плане есть кое-какие подвижки. Участок площадью 5 га вдоль берега, со стороны ЖК «Парус», сменил собственника. Пока планов мы не знаем — застройщик занимается разработкой проекта. Место видовое, полагаем, что типовых архитектурных решений тут не будет. Аналогичная ситуация со стрелкой Волги и Самары. Предлагали интересный проект со зданиями-матрешками. Чтобы их построить, нужно делать берегоукрепление — иначе всё поплывет. То есть набережная там появится автоматом, как только начнется застройка территории. Другой вопрос — что все-таки там будут строить, — высказался Сергей Шанов.
Где нужно построить набережную?
Мини-бизнес-набережная
Одну новую набережную в Самаре всё же строят — в районе спуска по улице Лейтенанта Шмидта. Но, во-первых, оплачивает проект частный инвестор — ООО «Стройпроектсервис». Эта компания возвела 4-этажные дома на этой части берега Волги. Во-вторых, создают набережную в мини-варианте. Но будет объект необычным.
Проект предусматривает мероприятия по берегоукреплению, строительству эллингов, паркинга и набережной (прогулочной аллеи). Причем набережную сделают на крыше пространства, занимаемого гаражами и эллингами для лодок и яхт. Площадь застройки составит около 12 тысяч квадратных метров.
Эллинг — гараж для постройки, ремонта и хранения лодочных средств. В современной интерпретации верхние этажи эллинга часто используют для проживания и отдыха.
Сейчас площадка огорожена забором. И у многих создалось впечатление, что новая набережная — это проект только для клиентов компании. Но и в проекте планировки территории, и в заявлениях чиновников говорится о том, что прогулочная зона будет территорией общего пользования. Она будет открыта для всех. Власти заверяют, что забор уберут после завершения строительства.