Небоскребы и жилые башни вместо завода. Территорию ГПЗ-4 на Московском шоссе в Самаре хотят превратить в местный «Москва-Сити». Но есть вероятность, что всё подпортит торговая коробка. Рассказываем подробности и показываем эскизы.
Мечта Швидака
Четвертый подшипниковый завод основали на базе московского завода, который эвакуировали в Куйбышев в 1941 году из-за Великой Отечественной войны. Здесь производили комплектующие сначала для танков, затем для самолетов и ракет. В 1990-е годы этот и другие подшипниковые заводы перешли в частную собственность Игоря Швидака. После его смерти «подшипниковая империя» досталась его сыну Александру. Заводы стали постепенно закрывать. ГПЗ-4 был первым.
Предполагалось, что на месте предприятия появится жилой микрорайон с гигантским торговым центром. Этот масштабный проект хотел реализовать Александр Швидак и его контора «Самара-центр». Корпуса завода успели снести, но затем компания объявила себя банкротом. Чтобы закрыть многомиллионные долги, территорию ГПЗ-4 пришлось продать. Посмотрите, как она выглядит.
В результате лакомый кусок земли, расположенный рядом с центром города — в границах Московского шоссе, улиц Мичурина и Луначарского, достался новым владельцам. Имена — известные. И девелоперам уже есть что показать из своих идей.
Башни Аветисяна
Кусок площадки ГПЗ в 10 тысяч кв. метров со стороны кольцевого пересечения Московского шоссе и улицы Луначарского (напротив ТОЦ «Вертикаль») выкупил известный самарский бизнесмен Владимир Аветисян с партнерами. Посмотрите карту.
Земля оформлена на ООО «Специализированный застройщик "Сигма-строй"», которое в равных долях принадлежит Владимиру Аветисяну, Александру Розенцвайгу и Даниле Либуркину. Почитайте о них.
Владимир Аветисян хорошо известен не только в Самаре, но и за ее пределами. В 1990-х годах он создал холдинг «Волгопромгаз», в который входят газовые, страховые, лизинговые компании и несколько СМИ. Также был собственный банк «Газбанк», но сейчас он проходит процедуру банкротства. Владимир Аветисян отметился в реформировании РАО «ЕЭС России» — в госкорпорации он отвечал за создание новых рыночных генерирующих компаний и их продажу инвесторам. Как раз в то время компанию «Волжская ТГК» (в состав входили «Самараэнерго», «Саратовэнерго», «Ульяновскэнерго») продали «КЭС Холдингу» олигарха Виктора Вексельберга. Акции в «Волжской ТГК» были и у самого Владимира Аветисяна. Правда, как он сам говорил в некоторых интервью, пакет был небольшим, менее 1%. Впоследствии Владимир Аветисян работал вместе с Анатолием Чубайсом в другой госкорпорации — «Роснано». Он курировал проектный центр, который занимался созданием и обслуживанием Российско-индийского инвестиционного фонда. В 2020 году Анатолий Чубайс покинул пост главы «Роснано». Через некоторое время из госкорпорации ушел и Владимир Аветисян. Сейчас у бизнесмена есть благотворительный фонд «ЕВИТА», который он финансирует из собственных средств. За многолетнюю благотворительную деятельность он стал обладателем ордена Дружбы. Также Владимир Аветисян является солистом музыкальной группы D'Black и коллекционирует гитары знаменитых музыкантов.
Управляющей компанией «Сигмы-строя» значится «Альянс-Менеджмент». Эта организация — опытный застройщик. Возвела ЖК «Галактика» на улице Ново-Садовой, а также ЖК «Парус» на берегу Волги, где раньше был завод «Самарский кирпич».
Свою концепцию застройки фирма Аветисяна представила на общественных обсуждениях. Она планирует возвести два дома. Высота первого будет составлять 18 этажей, второго — 30. Их объединит трехэтажный стилобат.
Подъезд к ЖК организуют со стороны улицы Луначарского. Парковать машины во дворе будет запрещено. Для жильцов сделают подземную автостоянку.
— На территории, прилегающей к Московскому шоссе и улице Луначарского, предлагают создать пешеходную инфраструктуру. Благоустройство будет включать в себя общественные зоны отдыха, доступные для всех жителей города. На северной части участка предполагается создать внутренний двор на эксплуатируемой кровле стилобата со всей необходимой инфраструктурой, доступный только для жителей нового ЖК, — сообщили представители застройщика.
Однако самарцы забраковали идею застройщика. Некоторые жаловались на малое количество парковок в проекте. Другие окрестили здания, изображенные на эскизах, «стеклянными муравейниками для нищебродов». Но профильная комиссия мэрии и глава города Елена Лапушкина еще не вынесли своего решения по проекту.
Зачин Давидюка
Также представил свою концепцию девелопер Анатолий Давидюк. Его структурам принадлежат большая часть ГПЗ-4. Но эскизы готовы только по участку в 9,5 тысячи кв. метров. Он также находится напротив ТОЦ «Вертикаль» — по соседству с владениями Владимира Аветисяна.
На участок оформлен сервитут (право на ограниченное пользование чужим земельным участком. — Прим. ред.) с ООО «Спортмакс», которое еще в 2019 году прекратило деятельность из-за банкротства. Среди учредителей значится кипрская компания Brideshead Limited. Интересно, что банкротил организацию «Балтинвестбанк», который в свое время был подконтролен бывшим владельцам территории ГПЗ-4, в частности Александру Швидаку.
По задумке Давидюка, на площадке появится трехсекционный жилой комплекс на 548 квартир общей площадью 31,2 тысячи кв. метров. Вот как будут выглядеть здания.
Отзывы горожан и на этот проект оказались весьма нелестными. Кому-то не понравился дизайн. Другие же призвали власти задуматься, что к таким ЖК должна прилагаться и хорошая социальная, транспортная инфраструктура. В противном случае будет коллапс и скандалы. От мэра пока ответа не последовало.
Небоскребы в центре
Но есть у структур Анатолия Давидюка и более глобальные планы на площадку ГПЗ-4. Детали рассказал главный архитектор группы компаний «Новый Дон» Алексей Фадеев.
По его словам, в границах улиц Луначарского, Московского шоссе и Мичурина планируется строительство 10 высотных многоквартирных домов. Внешне будет выделяться центральная часть квартала.
— Там планируется возведение трех зданий в 53 и 75 этажей. Дом-доминанта высотой 250 метров будет расположен на центральной оси квартала. Причем первые этажи этого здания мы хотим сделать в стиле корпуса солдатских казарм. По предварительным расчетам, в домах будет около пяти тысяч квартир. Площадь общественных этажей составит примерно 44 000 кв. метров, — рассказал Алексей Фадеев.
Под жилыми домами запроектированы двух- и трехуровневые подземные паркинги. Тем не менее для части территории площадью 28 003 кв. метра застройщик попросил о сокращении количества мест для машин. По правилам, на одну квартиру должно приходиться одно парковочное место. Коэффициент сократят до 0,9. Однако у экспертов всё еще остались вопросы.
— Да, застройщик говорит, что хочет сделать подземный паркинг. В Самаре делают 1–2 этажа обычно. Максимум можно 5 этажей. Но даже в этом случае площадь подземной парковки будет в 8–10 раз больше, чем само здание. И где же они возьмут столько места? К тому же под такие небоскребы не строят паркинги с коэффициентом одно место на одну квартиру. Как правило, такие здания — офисные. Либо там делают апартаменты. А раз апартаменты, значит жители не могут там прописаться. Значит они уже не имеют права на поликлиники, школы, детские сады. Ну и цена, конечно, меньше — квадратный метр других денег стоит, где-то на 20% дешевле, — высказался архитектор, советник губернатора Самарской области Виталий Стадников.
Тем не менее мэр Самары Елена Лапушкина дала добро и на возведение небоскребов, и на количество парковок. Теперь осталось получить разрешение на строительство от регионального Минстроя.
Торговая коробка
Но есть и часть ГПЗ, освоение которой оказалось под вопросом. Она находится рядом с МФЦ — напротив ЖК «Королёв».
Площадкой владеет международная сеть Selgros Cash and Carry. Компания хотела построить там ТЦ в своем формате — по типу Metro: стандартная одноэтажная коробка с большой плоскостной парковкой на входе. Но власти ей отказали из-за опасений, что такой объект испортит внешний вид территории. Новую концепцию торговцы так и не представили.
В России работают 10 торговых центров сети Selgros: 5 — в Москве и Московской области, по одному — в Рязани, Казани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Туле. Они продолжили работать, несмотря на санкции.