Главная магистраль Самары — Московское шоссе — перегружена машинами почти в 2 раза. Четыре перекрестка работают на пределе. Отсюда и постоянные пробки — утром, днем и вечером, почти каждый день. А как результат — всё большая колейность, которая может быть смертельно опасной. Проблемы в Минтрансе признают, и 63.RU выяснил, каков план чиновников по борьбе с заторами. Правда, эксперты говорят, что есть и экспресс-варианты. Рассказываем подробности.
«Каждый день проезжают по 100 тысяч машин»
Московское шоссе проходит почти через всю Самару — от улицы Мичурина до северного выезда из города. В последний раз масштабное преображение дороги проводили перед чемпионатом мира по футболу 2018 года. Правда, только на участке от Кирова до выезда. Его расширили, сделали дублеры и две многоуровневые развязки в виде тоннелей. Остальную часть отремонтировали, добавив пару подземных пешеходных переходов и развязку в районе пересечения с Луначарского.
Но модернизация не избавила главную магистраль от пробок. Интенсивность движения при это возрастала год от года. И сейчас, как сообщили 63.RU в региональном Минтрансе, дорога почти в 2 раза перегружена машинами.
«Пиковое значение интенсивности движения на МШ достигает до 100 000 автомобилей в сутки»
— Когда проектировали реконструкцию Московского шоссе от Кирова до выезда из города (ее проводили перед ЧМ-2018. — Прим. ред.), то ориентировались на прогнозируемую интенсивность движения в 55 тысяч машин в сутки. При расчетах учитывалось будущее развитие улично-дорожной сети города. В частности, реконструкция проспекта Карла Маркса, строительство улиц XXII Партсъезда и Авроры, — сообщили 63.RU в Минтрансе.
Однако по факту по Московскому шоссе проезжают куда больше машин. Посмотрите данные за последние годы в одной картинке.
— Отдельные транспортные узлы на Московском шоссе работают в режиме перегрузки. К ним относятся перекрестки с улицами Авроры, Потапова, XXII Партсъезда и Ново-Вокзальной, — добавили представители министерства.
При этом Минтранс назвал самые частые причины пробок:
— Мониторинг обстановки на Московском шоссе показал, что большинство заторов на Московском шоссе происходит в результате ДТП, из-за нарушения ПДД участниками дорожного движения, а также в связи с ухудшением погодных условий (дождь, снег, туман и т. п.).
Чем опасны пробки
Заторы на Московском шоссе не только неприятны, но и опасны. Учитывая, что дорога рассчитана на 55 тысяч машин, а проезжают по ней до 100 тысяч, асфальт буквально начинает проседать. Возникают колеи. А они порой приводят к смертельным ДТП — помните тот Land Rover, что вылетел с Демократической.
У Минтранса было немало судов по колейности, в том числе на Московском шоссе. Но, например, по участку от Мичурина до Кирова виновником назвали сам Минтранс. Выяснилось, что, когда проектировали ремонт дороги, вообще не учитывали, сколько машин там ездят. Подрядчик открестился от гарантийных работ, а министерство вновь его наняло для повторного ремонта.
И сейчас, по информации Минтранса, на Московском шоссе есть «ненормативная колейность». И по этому поводу министерство судится с подрядчиком.
Как избавят МШ от пробок: план Минтранса
Решение проблемы пробок на Московском шоссе ведомство Ивана Пивкина видит в строительстве новых дорог. Некоторым проектам всего несколько лет, некоторые сравнительно недавно отметили 10-летний юбилей, а есть один, которому и вовсе почти 100 лет. Но о каждом коротко и по порядку.
— По заказу министерства разработан проект строительства дороги от Московского шоссе до Ново-Садовой. Он предусматривает обустройство двухуровневой развязки на пересечении Московского шоссе и улицы Авроры. Это позволит улучшить транспортную обстановку на участке Московского шоссе от Врубеля до Потапова, — сообщили 63.RU в Минтрансе.
Речь идет о продлении улицы Авроры. Посмотрите видеосхему, где пройдет дорога.
Начать строительство нового участка Авроры планировали в 2023 году, но пока торги по поиску подрядчика не проводили. Работы займут 48 месяцев.
Также, по мнению представителей Минтранса, спасти Московское шоссе от пробок поможет реконструкция проспекта Карла Маркса — от Кирова до границы Самары. Чиновники говорят, что подрядчики уже приступили к работам, имея в виду строительство первого этапа магистрали Центральной. Заканчиваться он будет за пределами города — у обводной Самары.
В перспективе же магистраль хотят протянуть дальше по проспекту Карла Маркса — от Кирова до Крымской площади.
— Дополнительно сообщаем, что администрация Самары планируется выполнение работ по строительству улицы XXII Партсъезда — от Ново-Садовой до Московского шоссе — и Ново-Вокзальной — от Московского шоссе до Ново-Садовой. Это в перспективе позволит улучшить транспортную ситуацию на Московском шоссе, — добавили в Минтрансе.
Продление XXII Партсъезда откладывают уже несколько лет подряд, в том числе из-за сложностей с перекладкой инженерных сетей. Вот как будет выглядеть дорога.
О реконструкции Ново-Вокзальной от Московского шоссе до Ново-Садовой — практически ничего неизвестно. Только то, что там собираются построить вторую проезжую часть. Но ГИБДД отправила проект на доработку.
Пока решаются вопросы со строительством новых дорог, проблемы на Московском шоссе пытаются убрать с помощью регулировки светофоров.
— Министерство организовало региональный центр диспетчеризации, мониторинга и управления (ЦДМУ). Его сотрудники в тестовом режиме мониторят обстановку на Московском шоссе и при выявлении инцидентов, повлекших снижение интенсивности движения, удаленно управляют светофорами.
Экспресс-избавление МШ от пробок
Эксперты говорят, что в принципе самарский Минтранс выбрал верный план — нужно строить поперечники, чтобы на Московском шоссе стало меньше машин. Но есть и другие варианты решения проблемы.
— Пропускная способность Московского шоссе в Самаре маловата. Увеличить ее помогут только сложные (а они еще дорогие) строительные проекты. Надо сеть дорог развивать, чтобы у людей были варианты объезда. Что-то реконструировать, что-то достраивать. Но можно еще и уменьшить спрос — чтобы больше людей ездили на общественном транспорте и меньше пользовались машинами. Я был у вас в городе. Общественный транспорт, мягко скажем, у вас не очень. Нужно повысить его привлекательность. И он станет таким пряником. Плюс общественного транспорта в том, что не нужно искать место для парковки, — прокомментировал 63.RU научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.
«Нужно сделать выделенные полосы для общественного транспорта по всей протяженности Московского шоссе»
Руководитель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов добавил, что на Московском шоссе нужно выделить полосы для движения общественного транспорта. Сейчас они есть, но только на дублерах и только на участке от Кирова до Мехзавода.
— Нужно сделать выделенные полосы для общественного транспорта по всей протяженности Московского шоссе. Тогда люди для поездок будут предпочитать автобус. Ведь они поймут, что не будут стоять в пробках. Нагрузка на дорогу будет меньше. Приоритет надо отдавать общественному транспорту, как положено по закону. А при нынешних условиях горожане делают выбор в пользу автомобилей, — считает Андрей Ишмуратов.
А как вы считаете, что спасет Московское шоссе от пробок?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.