Самара легко могла бы стать городом-мечтой. Если бы власти реализовывали все проекты, прописанные в генплане. А идей, как преобразить город, там великое множество! И некоторые из них настолько красивы, насколько и нереализуемы. Мы изучили последние изменения в документе и нашли там несколько совершенно утопических задумок. Касаются они в основном развития дорожной и транспортной сети. Итак, каким мог бы стать областной центр через шесть лет?
Три станции метро за шесть лет (и еще пять — за следующие 10)
В измененном генплане Самары есть информация о том, что в ближайшие годы городская подземка может значительно разрастись. Речь идет о второй ветке метро. Так, по документам, в областном центре до 2030 года построят станции «Хлебная», «Клиническая» и «Орловская». А к 2040 году Самара обзаведется станцией «18-й километр» и еще четырьмя станциями без названия.
Вторую линию самарского метро обозначили в одном из вариантов генплана города еще в советские годы. По первоначальной задумке, ветка должна была соединить железнодорожный вокзал и Центральный автовокзал, пройти под проспектом Карла Маркса, выйти на Московское шоссе и дойти до проспекта Кирова. Со временем проект неоднократно менялся. Авторы генплана корректировали маршрут второй ветки метро, а также количество станций. Изначально предполагалось, что их будет 10, но в итоге количество сократили до 6. Вот возможные варианты их размещения и названия:
«Хлебная площадь» — под Самарским (Фрунзенским) мостом;
«Вокзальная» — на эстакаде, над старым зданием пригородных касс вокзала;
«Клиническая» — на пересечении проспекта Карла Маркса и Владимирской;
«Карла Маркса» — на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Гагарина, над действующей станцией «Московская»;
«Революционная» — на пересечении Ново-Московской и Революционной;
«Орловская» — на Московском шоссе между улицами Авроры и Энтузиастов.
Пока же в областном центре строят станцию метро «Театральная». Она должна стать последней на первой ветке подземки. Процесс идет не без проблем. Первая связана с расселением граждан. Вторая возникла из-за уголовного дела в отношении куратора строительства, экс-главы самарского правительства Виктора Кудряшова. Несмотря на это, власти рассчитывают сдать «Театральную» до конца 2024 года. Это было одним из условий выдачи инфраструктурного кредита на работы.
Канатные дороги в три направления
По материалам из генплана, в ближайшие шесть лет в Самаре должна появиться воздушная переправа через Волгу. По задумке, канатную дорогу могут построить в Рождествено и на остров Поджабный. Сроки — до 2030 года.
Идея переправы по воздуху на правый берег Волги появилась еще десять лет назад. В 2011 году в регионе активно обсуждали туристско-рекреационный комплекс «Жигулевская жемчужина», куда и должна была войти канатная дорога. По предварительной концепции, по периметру комплекса планировали построить также гостиницы, мини-отели, кемпинги, базы отдыха и развлекательные заведения. Спустя три года власти начали предпринимать шаги к реализации идеи. Чуть позже стороны озвучили и стоимость реализации проекта — 2,2 миллиарда рублей. Однако инвестиции тогда привлечь не удалось. К тому же о проекте резко отозвались экологи. И идея сошла на нет. В 2021 году к задумке снова вернулись. Правда, ненадолго.
В генплане есть также информация и о канатной дороге в Южный город (пригород Самары), пойти она должна от железнодорожного вокзала. Срок реализации проекта — также до 2030 года. Не нова идея и этой канатки. Она кочует по официальным документам властей из года в год. По предварительным подсчетам, протяженность линии канатной дороги составит 9,1 километра. Предполагается, что посадочные станции будут находиться в поселке Шмидта (Запанской) и на улице Преображенской в Южном городе.
Три новых автовокзала
Среди изменений в генплан представлены и решения по улучшению пассажирских перевозок. Речь идет о новых автовокзалах. Предполагается, что к 2030 году в городе их будет три. Один планируют построить около Самарского (Фрунзенского) моста, второй — на автостанции «Аврора». Идея строительства автовокзала в этом месте также озвучена не впервые. Оборудовать его планировали на парковке, прилегающей к торговому центру. Владельца ТЦ даже пытались обязать построить объект.
В городе в эти же сроки намерены возвести автовокзал и на выезде из Самары по Московскому шоссе. Сейчас недалеко от выезда из города, на 23-м километре Московского шоссе в районе заправки, работает только контрольно-кассовый пункт, где самарцы могут купить билеты и сесть в междугородние автобусы.
А вот на территории Кировского рынка автовокзал уже начали строить.
Развязки разных уровней
По генплану в Самаре к 2030 году планируют возвести сразу несколько разноуровневых развязок. Большинство из них собираются построить на пересечении проспекта Карла Маркса с поперечниками. Например, с Ракитовским шоссе, Алма-Атинской, проспектом Кирова. Очевидно, эти развязки должны появиться во время реконструкции проспекта и строительства магистрали Центральной.
Проект этой магистрали планировали еще во второй половине XX века: впервые о дороге заговорили в 1965 году. Тогда в генплане города появились наброски будущей трассы. Больше полувека проект кочевал из одного документа в другой, стройку не один десяток раз переносили. 63.RU публиковал хронику.
Также по генплану развязки предполагаются на пересечении улиц XXII Партсъезда и Московского шоссе, Авроры и Гагарина и Авроры и Ново-Садовой. Правда, пока улица Авроры до Ново-Садовой не продлена. Это тоже есть в долгоиграющих планах властей. Дорога будет пролегать по северной границе Ботанического сада и доходить до Ново-Садовой в районе Постникова оврага. Для машин обустроят четыре полосы движения.
Вертолетная площадка у стадиона
Около стадиона «Солидарность Самара Арена» может появиться вертолетная площадка. Информации в генплане о будущем объекте мало. Известно, что размером площадка должна быть 50 на 50 метров. Сроки строительства — до 2030 года.
О необходимости такого объекта именно у стадиона говорят уже не первый год. Собирались ее строить еще в 2017 году. И даже находился инвестор. Компании выделили участок площадью более 29 тысяч квадратных метров. Там собирались возвести ангар на 10 вертолетов, помещения для персонала, офисы, заправки, уютное помещение для отдыха пилотов и инженеров, кафе-ресторан и многое другое. На базе вертолетного центра хотели проводить обучение частных пилотов. Также компания-инвестор собиралась предоставлять услуги аэротакси и проводить аэроэкскурсии. Однако проект заморозили.
Новые путепроводы
В изменениях в генплан прописано также, что к 2030 году в Самаре планируют построить несколько мостов (путепроводов). Причем подавляющее большинство их будет на проспекте Карла Маркса. Например, на пересечении улицы с Ново-Вокзальной, Советской Армии, Революционной, Владимирской.
Подобные объекты в Самаре строят нечасто. В октябре 2022 года новую эстакаду открыли на пересечении Ново-Садовой и Советской Армии. Мы вели онлайн-трансляцию с места событий. Также публиковали видео о том, как первые машины проехали по новому путепроводу. Развязку на Ново-Садовой строили с февраля 2021 года. Правда, потом выяснилось, что пока она не спасает от пробок. Это связано с тем, что проект двухуровневой развязки на Ново-Садовой пока не реализован до конца.
А что бы вы изменили в городе? Пишите в комментариях!
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.