RU63
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Самаре
Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

5 м/c,

южн.

768мм 84%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Дороги и транспорт Заморозили стройку метро проблема Дороги — в котлованах, деньги — в земле. Чем обернется заморозка строительства станции метро «Театральная»

Дороги — в котлованах, деньги — в земле. Чем обернется заморозка строительства станции метро «Театральная»

Есть мнение, что из-за скандалов властям нужно искать нового подрядчика

Сдать объект планируют в конце 2024 года. Но успеют ли?

Строительство метро в Самаре снова обернулось серией крупных скандалов. Сначала следователи возбудили уголовное дело в отношении экс-главы самарского правительства Виктора Кудряшова. А затем подрядчик, «Волгатрансстрой» (ВТС), и вовсе заявил, что приостановил работы на объекте. Неужели Самара получит еще один долгострой? 63.RU решил разобраться, чем обернется заморозка строительства метро.

«Потерянная» станция

По одному из проектов, в первой линии самарской «подземки» должно было быть 12 станций. Сразу после «Алабинской» следовала бы «Самарская», а «Театральная», по задумке, завершала бы ветку.

«Волгатрансстрой-Проект» сделал необходимые документы. Тоннель хотели проложить под улицей Самарской от Ново-Садовой (в районе «Макдоналдса») до Самарской площади. Саму «Самарскую» собирались разместить в районе пересечения улиц Самарской и Ярмарочной.

Однако когда дело дошло до финансирования, оказалось, что строить будут совсем другую станцию, сразу конечную, «Театральную». По словам Николая Плаксина, который тогда занимал пост министра строительства региона, от «Самарской» отказались из-за слишком маленького расстояния.

ООО «Волгатрансстрой-Проект» входит в группу компаний «Волгатрансстрой». Председатель правления и генеральный директор — Вячеслав Сонин. «Волгатрансстрой» получает множество подрядов от властей Самарской области. Это проектирование и строительство нового Дворца спорта, проектирование нового речного вокзала. Подряды на строительство метро тоже достаются «Волгатрансстрою». Компании доверили достройку «Алабинской» — пока что там работает только один путь. Другая фирма Сонина занимается разработкой документации подготовительного этапа строительства станции метро «Театральная». Также дочерняя фирма «ВТС» могла спроектировать пятую очередь набережной, но не срослось.

В итоге работы на объекте начались. «Театральную» строят на Галактионовской, за оперным театром. Тоннели для нее должны проложить как под Галактионовской, Ульяновской, Самарской. Разрыли два огромных котлована. Один — на Галактионовской, где будет сама станция. Второй — на пересечении Самарской — Ново-Садовой — Полевой. Для этого ограничили движение транспорта.

Тяжело пришлось тем, кто живет в зоне строительства метро. Чтобы обезопасить горожан, власти решили расселить дома в этом районе. Некоторые из них снесут, а другие приспособят для использования под другие цели — например, как коммерческую недвижимость.

Собственникам квартир пообещали денежную компенсацию. Но не всех она устроила. Тогда для переселенцев утвердили денежную субсидию. Претендовать на нее могли те, у кого изымается квартира площадью меньше 33 квадратных метра и у кого нет другого жилья. Такой вариант оказался также неподходящим для расселенцев.

В такой патовой ситуации Минстрой, согласно законодательству, подал в суд заявления о принудительном выселении. Процессы еще продолжаются. Поэтому расселить всех к намеченному сроку (а говорили о ноябре 2023 года) не получилось. Более того, следователи заподозрили, что были нарушены права горожан и возбудили уголовное дело по статье «Халатность».

В результате возникла патовая ситуация. Объект необходимо сдать до конца 2024 года, но подрядчик не приступил к основным работам.

Оказались в изоляции

Другая проблема, которая связана со строительством метро, касается непосредственно жителей Самары. Во-первых, несколько домов, расположенных рядом с котлованом, оказались буквально отрезаны от всего остального мира. А во-вторых, здесь ограничили движение общественного транспорта.

В основном, в этой части города пересмотрели маршруты трамваев. Причем это коснулось самых популярных и пассажироемких маршрутов — № 1, 3, 5, 16, 20 и 22. Специально на время строительства метро в центре Самары немного подвинули рельсы. А на Полевой пути и вовсе убрали. Ожидается, что к старой схеме движения трамваи вернут после завершения строительства. Однако сейчас уже непонятно, когда это произойдет.

Новый виток история со строительством метро в Самаре получила 14 ноября. Тогда стало известно об обысках в доме уже бывшего главы правительства региона Виктора Кудряшова. Через несколько часов чиновника задержали. А несколько дней спустя следователи обратились в суд. Они просили арестовать экс-чиновника по подозрению в превышении полномочий.

— Виктор Кудряшов знал о стремительно растущем дефиците бюджета Самарской области, об отсутствии дополнительных источников финансирования строительства станции метро «Театральная». В период с 2022 по 2023 год он действовал в составе организованной преступной группы и интересах компании «Волгатрансстрой» (ВТС). Согласовал увеличение предельной стоимости строительства станции метро «Театральная» до 18,4 миллиарда рублей. Дальше в нарушение федерального закона привлек в качестве единственного подрядчика компанию, связанную с ВТС, — озвучила версию следствия представитель гособвинения.

По версии следствия, Виктор Кудряшов завысил стоимость метро

Но на этом роль экс-чиновника в возможной афере не ограничилась.

— Чиновник воспользовался средствами резервного фонда Самарской области и распорядился выплатить подрядчику 3,5 миллиарда рублей. Всё это время подозреваемый состоял в организованной преступной группе с другими должностными лицами правительства Самарской области и подведомственных учреждений. Это позволило Виктору Кудряшову создать видимость эффективного исполнения своих должностных обязанностей перед правительством РФ при реализации средств, которые Самарская область получила в рамках инфраструктурного кредита на реализацию госпрограммы. Речь идет о проекте комплексного развития и транспортной доступности Безымянки, так называемом «Новом дыхании». Подозреваемый и его предполагаемые подельники, чтобы скрыть свои действия, изменили бюджетные росписи. Таким образом возникла мнимая необходимость в строительстве нового объекта гражданской обороны. Это якобы было необходимо из-за обострения геополитической ситуации при условиях проведения Россией СВО на Украине, — пояснила следователь.

Виктор Кудряшов настаивал на своей невиновности. Посмотрите видео его выступления в суде.

— Я против ареста. Думаю, что интерес к моему делу политически ангажирован, с ним связаны телеграм-каналы. Я могу объяснить глупость обвинений в свой адрес.

Несмотря на доводы подозреваемого, его отправили в СИЗО. Ожидается, что он пробудет там до 12 января 2024 года. Однако уже известно, что Виктор Кудряшов обжаловал свой арест.

Стройку заморозили?

Следующий скандал разразился через несколько дней. 20 ноября появилась информация о приостановке исполнения госконтракта со стороны ВТС. Как пояснил 63.RU источник, знакомый с ситуацией, заказчику полностью вернули выплаченный аванс.

Частично подтвердили информацию и в региональном правительстве:

— Все действия органов государственной власти осуществляются в полном соответствии с действующим законодательством. Это правило в полной мере относится и к рассматриваемой ситуации. По информации Управления капитального строительства Самарской области, являющегося заказчиком объекта, в их адрес направлены уведомления от АО «ВТС-9» и АО «ВТС-Метро» о приостановке выполнения части работ в рамках действующих контрактов.

Правда, по словам местных жителей, работы на объекте все же продолжаются.

Редакция 63.RU направила запросы в правительство Самарской области и в ВТС с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации материала ответа получить не удалось.

Закопали деньги в землю

Между тем, мнения экспертов вокруг ситуации со строительством «Театральной» разделились. Генеральный директор АО «Строительная компания «Волжский Град»» Сергей Натальчук уверен, что работы на объекте необходимо продолжать и заканчивать.

Сергей Натальчук участвовал в строительстве нескольких станций метро

Сергей Натальчук родился в Ленинграде. После окончания университета в 1986 году он приехал в Самару на стройку метро. Сначала был мастером, затем его назначили начальником участка. В 2002 году возглавил «ВТС-Метро», входящее в ГК Вячеслава Сонина, а в 2015 году создал свою компанию — «ВТС Метро».
Под этим названием организация получала субподряды от «Волгатрансстроя» на строительство станции «Алабинской». Также «ВТС Метро» прокладывало трамвайные рельсы к стадиону «Самара Арена» во время подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Работы проводили в 2017-го — начале 2018 года. Их стоимость составила около 819,6 миллиона рублей.

— Строительство метро, особенно на таком этапе, надо доводить до конца. Если с ВТС расторгнут договор, то надо искать нового подрядчика, который завершит все. А вот консервация тут не нужна. По моему мнению, зимой даже лучше строить, так как уже нет грязи. Снег только вовремя убирать, — пояснил свою точку зрения Сергей Натальчук.

Однако, по мнению строителя метро, обещанные сроки выдержать не получится.

— Станции глубокого залегания строят 5–6 лет. «Театральная» же — станция неглубокого, но и такие строят небыстро. В лучшем случае — за 3,5 года. Если торопиться, то за 3 можно уложиться.

«Объявленные сроки — до конца 2024 года — с самого начала звучали как нереалистичные»

Станцию реально было построить к 2025 году. А теперь сроки с высокой долей вероятностью сдвинутся как раз на 25–26 годы. Все работы делятся на несколько этапов. В рамках подготовки надо отселить людей, а у нас даже с этим еще не всё закончилось. Когда закончат, только тогда можно приступать ко второму этапу — непосредственно прокладке тоннеля. А это на полтора года работ, — рассказал Сергей Натальчук.

Такого же мнения придерживается и генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Метро строят тогда, когда другие виды транспорта перегружены. Например, если бы не было московской подземки, то город бы просто встал в вечную пробку. Самара тоже крупный город-миллионник. И остановка связана, скорее всего, только с финансовыми вопросами. Теперь станцию нужно закончить. Если вы вложили уже столько денег, они закопаны в землю, то надо доводить до конца. Иначе все впустую. Но простому жителю хуже не станет. Но и лучше тоже.

А вот прогнозы депутата Государственной думы от Самарской области Михаила Матвеева более пессимистичны.

Представитель КПРФ скептически относится к строительству метро в Самаре

— Всё идет к тому, что Самара обретет очередной долгострой. И трудно сказать, на сколько лет. Ведь такая деятельность не всем по силам. Не все способны строить метро. Это не дом и не дорога, тут нужна другая квалификация, сложная техника. А она есть не у всех, — заявил Михаил Матвеев. — Сейчас ВТС останавливается. И у властей есть два варианта. Первый — подавать в суд, принуждать исполнить свои обязательства. Но на это уйдут месяцы и годы. Да и не факт, что подрядчик будет в состоянии продолжать работы и не обанкротится. И еще непонятно, будут ли новые уголовные дела, и не затронут ли они ВТС и ее руководство.

Однако, по мнению парламентария, есть и второй вариант развития событий.

— Власти ищут нового подрядчика. А за это время меняются цены, начинаются проблемы с финансированием, выделенных средств не хватает. И велика вероятность, что сроки сдвинут, — предположил депутат.

В любом случае, как считает Михаил Матвеев, необходимо минимизировать неудобства от заморозки строительства.

— В первую очередь нужно поменять транспортную схему и восстановить движение трамваев. Другое дело, насколько это безопасно. Или лучше подождать, пока подрядчик не проведет определенный вид работ. Для жителей сложившаяся ситуация неудобна. И ее единственное решение — это скорейшее завершение работ, — рассказал народный избранник. — Но в случае с «Театральной» люди не заметят ее отсутствия. Тут таких проблем, как с «Алабинской», не будет. Самарское метро убыточно. И после открытия новой станции пассажиропоток увеличится в лучшем случае на 5%. Рентабельность это не повысит. Так что тут в прямом и переносном смысле закопали деньги. А вот отсутствие трамвая — это серьезная потеря.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
85
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления