11 апреля в Самаре арестовали главу городского департамента строительства Василия Чернова и его брата — их обвиняют во взятках. Это дело — чуть ли не пятнадцатое из череды громких задержаний, обысков, отставок и обвинений в коррупции, произошедших в регионе за последнее время. Вспоминаем, у кого из высокопоставленных лиц Самары и области обнаружились проблемы с законом в минувшие полтора года, и разбираемся, что всё это может значить.
Вера Щербачёва — обыски и ликвидация департамента
Об обысках в кабинете влиятельной чиновницы сообщил 3 апреля 2024 года депутат Госдумы Александр Хинштейн. Глава департамента внешних связей правительства Самарской области подозревается в том, что фиктивно трудоустроила в подведомственную бюджетную структуру свою невестку — 21-летнюю студентку Анну. Хинштейн добавил, что, по оценке следствия, ущерб бюджету составил 535 тысяч рублей: эти деньги фиктивно трудоустроенная сотрудница якобы незаконно получила в качестве зарплаты. Чуть позже в публичную плоскость попала информация об американском гражданстве детей Веры Щербачевой (но здесь нарушения закона уже не усматривается).
Чиновницу не задерживали и не арестовывали, но, судя по всему, скандал всё же имел последствия: департамент внешних связей ликвидировали, его сотрудникам вручили уведомления о сокращении.
Дмитрий Драч — 9 лет лишения свободы
Суд закончил рассматривать дело экс-главы регионального Бюро медико-социальной экспертизы Дмитрия Драча 5 апреля 2024 года. Его признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и приговорили к 9 годам лишения свободы. По версии следствия, Дмитрий Драч и его зам проворачивали мутные схемы с арендой помещений, контрактами и объектами недвижимости.
Сергей Шанов — штраф 200 000 рублей
Экс-главу департамента градостроительства Самары Сергея Шанова (предшественника Василия Чернова) признали виновным в растрате и злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, чиновник мухлевал с командировками, а еще выписывал премии сотруднице, которая позже стала его супругой. Шанов отделался штрафом: он полностью признал вину и погасил ущерб от своих действий.
Олег Бойко — арест
Главу самарского ГУ МЧС обвиняют во взяточничестве. По версии следствия, долгое время генерал оказывал покровительство группе компаний «Витязь», занимавшейся пожарной безопасностью. За продвижение интересов организации ему выдали кредитную карту, с которой он регулярно снимал наличные через банкоматы и получил таким способом более 25 миллионов рублей. Пока идет расследование, Бойко находится в СИЗО.
Михаил Асеев — домашний арест
Врио министра строительства Самарской области подозревают в превышении полномочий. Речь идет о расходовании денежных средств на проектирование станции метро «Самарская». Сначала Асеева отправили в СИЗО, но позже отпустили под домашний арест.
Виктор Кудряшов — арест
Экс-главу правительства Самарской области обвиняют в превышении должностных полномочий. Виктор Кудряшов оказался в центре коррупционного скандала в середине ноября 2023 года. Проблемы у чиновника возникли из-за строительства станции метро «Театральная». Сторона обвинения полагает, что Кудряшов действовал в интересах группы компаний «Волгатрансстрой» (ВТС). С его помощью именно эту контору и привлекли к работам. К тому же предельную стоимость строительства ветки неоправданно увеличили до 18,4 миллиарда рублей. Кудряшова этапировали в Москву и держат в СИЗО, пока идет расследование.
Асланбек Майрамукаев — арест
Бывший замминистра здравоохранения Самарской области, по версии следствия, получил от директора частной компании 15 миллионов рублей за покровительство и содействие в заключении госконтрактов на поставку медицинского оборудования. В рамках расследования уголовного дела у Асланбека Майрамукаева арестовали недвижимость и счета на общую сумму больше 9 миллионов рублей. Также экс-чиновника обвиняют в мошенничестве. На время следствия его отправили в СИЗО.
Вопросы у стражей порядка были не только к заместителю министра, но и к непосредственному руководителю ведомства Армену Беняну. Последнего спустя несколько часов опроса отпустили. Позже губернатор Дмитрий Азаров переназначил Беняна на пост министра здравоохранения СО.
Александр Ефанов — снятие с должности
После серии заявлений Хинштейна о якобы коррумпированности Александра Ефанова (на тот момент председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции) служитель Фемиды получил неофициальное прозвище Золотой Судья. Хинштейн заявлял, что структуры, аффилированные с Александром Ефановым, купили часть острова Поджабного по цене ниже рыночной. Посты Хинштейна стали причиной проверки Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС РФ). В результате Ефанова отстранили от должности и лишили первого квалификационного класса. При этом сам экс-председатель вину категорически отрицает. Он пытался обжаловать решение ВККС, но безуспешно.
Николай Плаксин — домашний арест
Экс-министра строительства Самарской области подозревают в превышении полномочий. По версии следствия, он незаконно приказал подчиненным выдать разрешения на ввод в эксплуатацию двух ДК, построенных по нацпроекту «Культура», которые не соответствовали требованиям проектной документации. Чиновника отправили в СИЗО, но позже отпустили под домашний арест.
Елена Дуброва — 3 года колонии
Экс-главе Счетной палаты Самарской области дали реальный срок: Елену Дуброву приговорили к 3 годам и 3 месяцам колонии общего режима. Чиновницу обвинили в превышении должностных полномочий, а также в незаконном приобретении и хранении оружия и боеприпасов.
Александр Константинов — арест
Экс-директора Фонда капремонта Самарской области подозревают в крупном мошенничестве. В отношении Александра Константинова возбудили сразу два уголовных дела — о хищении нескольких миллионов рублей и о получении взяток кирпичами.
Владимир Захарин — в СИЗО
Экс-руководителя Госинспекции строительного надзора по Самарской области Владимира Захарина подозревают в превышении должностных полномочий. Дело Захарина касается всё тех же злополучных ДК, из-за которых проблемы начались и у Плаксина. По версии следствия, глава ГИСН и его подчиненные скрыли нарушения на этих объектах — и ДК ввели в эксплуатацию, хотя там были проблемы с пожарной безопасностью. Второе уголовное дело Захарина связано со взятками.
Что всё это может значить?
Мы перечислили самые громкие дела, не включая в обзор чиновников помельче, но и таких отставок немало: кто-то уходит по собственному, кого-то судят, кого-то задерживают; причины некоторых отставок — темный лес.
Что вообще происходит в Самарской области? Ответить на этот вопрос 63.RU попросил депутата Госдумы Михаила Матвеева:
— Я согласен, что количество дел о коррупции, которые сейчас возбуждаются, и скандалов, которые выходят в публичную плоскость, значительно больше, чем при предыдущих губернаторах. Громкие задержания: министры, чиновники... Какие можно сделать выводы? Больше стало коррупционеров? Лучше стали работать следственные органы? Или тут замешаны субъективные факторы, связанные с активностью некоторых депутатов? Однозначного ответа нет, — считает Михаил Матвеев. — В Самарской области недавно сменился руководитель Следственного комитета, а также появился новый глава ФСБ: может, дело и в этом. Но все, конечно, понимают, что шлейф у Самарской области сейчас не очень хороший в этом плане, и аресты действующих чиновников деморализуют остальных. Все сидят на попе и боятся что-либо подписывать. И потом, количество — оно зачастую переходит в качество, могут и кадровые решения последовать. Заметьте, громкие задержания в регионе происходили даже в период выборов — хотя обычно это время тишины. Это может значить, что добро на проведение очистительных мероприятий дано на самом высоком уровне.
А что думаете вы, глядя на эту череду уголовных дел против чиновников?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.