Дороги и транспорт Персона недели интервью Избавление от маршруток и оплата проезда по-новому: замглавы дептранса — о будущем общественного транспорта в Самаре

Избавление от маршруток и оплата проезда по-новому: замглавы дептранса — о будущем общественного транспорта в Самаре

Мы узнали, каких изменений ждать горожанам в ближайшие годы

По словам Юрия Тапилина, в ближайшей перспективе для пассажиров станут доступны пересадочные билеты

В Самаре собираются поднимать цены на проезд? Насколько выгодно строить трамвайную ветку до Крутых Ключей? Когда в городе изменится ситуация с автобусами? И какие новинки ждут пассажиров в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы 63.RU ответил замглавы Департамента транспорта Самары Юрий Тапилин.

Сменится автобусный перевозчик?

Юрий Михайлович, как обстоят дела с общественным транспортом в Самаре в целом? Какие есть планы по его развитию?

— Самара — уникальный город, у нас есть все виды современного общественного транспорта: автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. И всё это развивается. Строится новая станция метрополитена. Обновлена троллейбусная сеть в Куйбышевском районе. В городе появились троллейбусы с кондиционерами. Планируем обновление и модернизацию парка трамвайных вагонов. Развивается автобусное сообщение.

Сейчас все маршруты автобусов обслуживает один перевозчик

С 2018 года городские автобусные маршруты обслуживает «Самара Авто Газ». Работа перевозчика вызывает немало недовольства у местных жителей: нехватка машин на линиях, несоблюдение расписания. Недавно руководство компании потребовало вновь запускать пассажиров через переднюю дверь. И с таким непростым перевозчиком нам придется жить до 2024–2025 года. Что дептранс будет делать дальше?

— На рынок постепенно вернется муниципальный перевозчик — «Пассжиравтотранс». Как вы помните, МП пришлось свернуть деятельность в 2018 году из-за предбанкротного состояния. На тот момент долг организации составлял около 1 миллиарда рублей. Поэтому и пришлось привлечь «Самара Авто Газ» для автобусных перевозок по муниципальным маршрутам. В том числе за счет платежей компании удалось уменьшить сумму долга «Пассажиравтотранса» до 400 миллионов рублей. И, по предварительным расчетам, к 2024 году задолженность получится закрыть полностью. После этого мы планируем возвращать муниципального перевозчика к работе. Тем более что как раз к этому времени у «САГ» будут заканчиваться контракты на некоторые маршруты. И их мы будем выставлять на торги.

МП «Пассажиравтотранс» создали в мае 2007 года. Территориально подвижной состав и инфраструктура (административно-бытовые корпуса, ремонтные зоны) располагались на Блюхера, 28а и Пугачевской, 73а. Предприятие обслуживало городские и сезонные дачные маршруты. Также осуществляло перевозки пассажиров на кладбища и во время городских праздников.

А не возникнет ли конфликта между коммерческим и муниципальным перевозчиком?

— Нам кажется, что не должно. Мы знаем, что есть маршруты, которые «САГ» не хотел бы обслуживать. Но тогда, в 2018 году, он не мог от них отказаться, потому что их разыгрывали не по одному, а пачкой. Когда будет истекать срок договора на тот или иной маршрут, начнем организовывать торги. И там уже победит тот, кто сделает лучшее предложение.

— В каком состоянии сейчас автобусный парк? Город собирается покупать новый транспорт?

— Мы подали заявку на приобретение 300 новых автобусов на газу в ближайшие три года. Да, мы понимаем, что автопарк уже нужно менять. Те автобусы, что ходят по улицам Самары, работают с 2012–2015 года. Они уже стали чаще ломаться, сходить с линий, требовать дополнительных затрат на запчасти. И те 10 МАЗ, которые мы в 2021 году получили — это один из вариантов того, что может приехать в будущем в числе тех 300.

«Есть маршруты, которые «Самара Авто Газ» не хотел бы обслуживать»

А что насчет маршруток? Какое будущее у этого вида общественного транспорта?

— Два года назад в городе по заказу Министерства транспорта Самарской области работали эксперты из Института РосдорНИИ. Им необходимо было подготовить научную работу, посвященную развитию транспортной системы в регионе. Один из пунктов касался маршруток. По их прогнозам, Самара должна отказаться от этого вида транспорта к 2025 году. Предполагается, что к этому моменту уже весь город будет охвачен льготным транспортом, а самарцы будут в равных условиях. То есть смогут сесть на остановке и по транспортной карте или за наличные по регулируемым тарифам оплатить проезд и доехать куда нужно.

Процесс уже идет. У нас сложилась тенденция к сокращению маршруток. За последние 3 года закрылась половина маршрутов: было почти 50, стало 20.

«Ново-Садовую придется перекрывать»


Трамваи — это второй по популярности вид общественного транспорта в Самаре. И претензий к его работе также немало. На линию выпускают старые и ветхие вагоны, до сих пор полностью не решена проблема нехватки водителей, рельсы нужно менять...

— Эти вопросы необходимо решать в совокупности. В городе есть участки путей, на которых скорость движения трамваев ограничили до 5 км/ч. И там составы буквально ползут, но иначе проехать не получится. Поэтому сначала мы планируем решать эту проблему.

Мы сформировали амбициозную программу модернизации трамвайной инфраструктуры. Объем затрат по ней серьезный — почти миллиард рублей. Программа разбита на этапы и рассчитана на 5-летний срок, и по каждому году там вполне реальная сумма, например, первый год оценивается в 139 миллионов рублей. И один из участков, которые приведут в порядок — Ново-Садовая от проспекта Ленина до Демократической. Ведь здесь проходят самые загруженные пассажирами маршруты. Но есть определенные сложности. Ведь на определенном этапе придется перекрывать движение. Следовательно, нужно будет пускать трамваи в объезд и компенсировать автобусами.

По Ново-Садовой ходят самые пассажироемкие маршруты

В перспективе трамваи должны стать основным видом транспорта на этом участке. На Ново-Садовой, может быть, получится убрать автобусы, и здесь будут ходить только трамваи. А к ним пассажиров будут доставлять автобусы, и пересесть на электротранспорт можно будет на «Солидарность Арене», у станции метро «Театральная» и на других остановках. Плюс думаем о внедрении пересадочного билета, чтобы такой вариант был привлекательным для пассажиров. И их расписание будет согласовано с режимом работы транспорта как у «Солидарность Арены», так и у станции метро «Театральная».

В будущем необходимо решать вопрос новых мер к стимулированию использования общественного транспорта. В том числе выделенных полос и платных парковок. Правда, вторая тема у нас пока стоит на паузе.

«На Ново-Садовой, может быть, получится убрать автобусы, и здесь будут ходить только трамваи»

Кроме этого, мы планируем закупить 34 новых трехсекционных трамвая. Поставщик пока не определен. Это может быть Уть-Катавский завод или «УралТрансМаш». Но не исключено, что нам могут разрешить купить белорусские «Метелицы». Закупка проходит через Государственную транспортную лизинговую компанию, последнее слово по выбору модели остается за ними.

«Метелицу» тестировали в Самаре в 2015 году

Усть-Катавский вагоностроительный завод — градообразующее предприятие города Усть-Катав в Челябинской области. Основной профиль деятельности — производство и ремонт трамвайных вагонов. Сейчас принадлежит госкорпорации «Роскосмос» и АО «Объединенная ракетно-космическая компания» («ОРКК»).
«УралТрансМаш» — российский завод, который выпускает военную технику. А также трамвайные вагоны, станки-качалки для нефтеперерабатывающей отрасли и железнодорожную продукцию. Расположен в Екатеринбурге.

Но кроме покупки новых вагонов есть еще вариант с капитальным ремонтом старых трамваев.

— Предполагается, что нам помогут коллеги из Екатеринбурга. Рассчитываем, что наши «Татры» переделают под новые стандарты: сделают низкопольными, с современным дизайном. И эта опция будет дешевле покупки нового трамвая в два раза. По предварительным подсчетам, подготовка к реализации задумки закончится в ближайший месяц–два. Затем объявляем торги. Отправлять в Екатеринбург планируем к осени или зиме. Приемка — после нового года.

«Татра» — серия трамваев, которые серийно выпускало чешское предприятие «ЧКД Прага — Смихов». Средняя скорость, которую могут развивать трамваи, — 65 км/ч. Количество мест для сидения, в зависимости от модели, — 38–40, а максимальная вместимость — 110–166 пассажиров.

Самарские трамваи предложили отправить в Екатеринбург на ремонт

«Пассажиры смогут платить за проезд лицом»


Третья главная проблема Самары — это транспортная доступность отдаленных районов города: Крутых Ключей, Южного города, Волгаря. Как ее можно решить?

— Этот вопрос в своем исследовании также рассматривали специалисты из РосдорНИИ. Они изучили, откуда и как в центр Самары добираются пассажиры, и предлагали свои варианты. Например, построить для Кошелева трамвайную ветку. Но это проект, который стоит несколько миллиардов рублей и вряд ли когда-либо окупится. Альтернативой ему служит железнодорожная ветка. И, по мнению экспертов, она дешевле, так как уже существует. Но реальность показывает, что большинство граждан добирается в Самару вовсе на автобусе. И его пассажиропоток существенно выше.

С другой стороны, есть Южный город и Волгарь. Специалисты предлагали построить новый мост параллельно Южному мосту и пустить по нему трамваи. Более того, была идея и метро как-то в эту схему вписать. Пока решений по подобным проектам не принято. Мы предлагаем реализовывать иной подход, внедрять пересадочные билеты двух видов: внутригородские и межмуниципальные.

По внутригородским у нас есть предложение реализовать пилотный проект на автобусном маршруте № 5д. По межмуниципальным «пилот» хотим запустить на автобусном маршруте № 108, это маршрут до «Южного города», который обслуживает МП «ТТУ», причем на нём работают автобусы, арендованные у МП «ПАТ».

Еще один вопрос касается транспортной доступности поселка Шмидта. Там мы планируем переделать расписания автобусов № 3 и № 13. Сейчас они ходят раз в час. Мы же предлагаем не только сделать так, чтобы рейсы осуществлялись раз в 30 минут. И нужно скорректировать режим работы автобусов так, чтобы они ходили раз в 15 минут. Плюс мы планируем заключить по этим маршрутам новые контракты с оплатой транспортной работы. Рассчитываем, что это позволит улучшить транспортное обслуживание по этим маршрутам и жители поселка Шмидта наглядно увидят разницу в стабильности работы маршрутов.

Несколько лет местные власти обсуждают идею транспортно-пересадочных билетов. Зачем они нужны?

— Транспортно-пересадочные билеты есть двух видов. Первый работает по времени, от 60 до 90 минут. Пассажир покупает талон и может пересаживаться в пределах этого времени сколько угодно раз. По такой схеме они функционируют в Москве и Нижнем Новгороде.

Второй вариант билета есть в Санкт-Петербурге. По их карте «Подорожник» каждая следующая поездка дешевле предыдущей. Грубо говоря, ты за первую поездку заплатил 30 рублей, за вторую — 25, за третью — 15. И в итоге три пересадки стоят как две.

«Мы рассматриваем разные варианты пересадочного билета»

В Самаре мы планируем внедрить первый вариант, без дополнительной оплаты. Его протестируют на маршруте № 5д в Куйбышевском районе. По задумке пассажиры из этой части города будут доезжать до площади Революции и по этому же билету пересаживаться на другой маршрут — уже в центр города. Тестовые поездки в таком формате хотим начать во втором полугодии 2022 года.

Фактически же пересадочный билет у нас уже есть, это «Безлимитная карта», она выгодна для тех, кто часто пользуется общественным транспортом. Поездки по ней получаются процентов на 30 дешевле.

Вообще подавляющее большинство пассажиров перешло на безналичную оплату проезда. Но пока есть граждане, которые платят за проезд наличными, их 13% от всех пассажиров. Со временем это число может сократиться в два–три раза. И тогда мы подумаем над новыми вариантами оплаты проезда. Может быть, посмотрим в сторону Face Pay, оплаты проезда лицом.

Face Pay — полностью бесконтактная система оплаты, которая работает в московском метро. Пассажиру нужно зарегистрироваться в приложении, сделать фотографию своего лица и привязать ее, карту «Тройку» и банковскую карту. Чтобы оплатить проезд, гражданину нужно встать на расстоянии от турникета и посмотреть в камеру. Затем створки открываются, а с карты списываются деньги за проезд.

И всё же есть определенные сложности с внедрением пересадочных билетов?

— В первую очередь всё упирается в финансы. При внедрении пересадочного талона у перевозчиков образуются выпадающие доходы, которые нужно компенсировать. Вторая проблема — это стыковка транспорта по расписанию между собой. Пассажиры не должны долго ждать и торопиться при пересадках.

Но вообще пересадочные талоны нужно внедрять одновременно с формированием транспортно-пересадочных узлов. Они пока что только-только зарождаются. Да, есть исторически стихийная Барбошина поляна. Но мы планируем сосредоточиться на территории стадиона «Солидарность Арена». Да, пока здесь только агропарк и стадион, но, уверен, рано или поздно площадка станет центром притяжения.

Также под ТПУ мы рассматриваем станцию «Пятилетка». Это уже стык всех видов транспорта. И этот узел нужно доработать. По нашей информации, инвестор планирует установить здесь павильоны. И в итоге это станет закрытой территорией, в которой пассажиры смогут пользоваться транспортом независимо от погоды. А чтобы окупить вложения, предполагается установка киосков.

Следующим ТПУ может стать площадка у станции метро «Театральная». Планируем после открытия подтягивать сюда некоторые маршруты общественного транспорта.

— В заключении задам вопрос, который волнует всех самарцев. Цены выросли практически на всё. А стоимость проезда подорожает?

— Последняя индексация тарифа была 1 января 2022 года, и она была запланированной. Такие цены останутся до 2024 года. Так что самарцам не стоит беспокоиться о внеплановом росте цен на проезд.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления