Каждому уходящий год запомнится чем-то особенным, личным, но есть то, что тронуло практически всех жителей Самары. И не только тронуло, но и по-настоящему взбесило (не побоимся этого слова). Мы вспомнили пять пунктов, к которым мало кто остался равнодушным. Если мы что-то забыли (по-настоящему масштабное), можете дополнить наш список в комментариях.
Введение QR-кодов
QR-коды прочно вошли в нашу жизнь с 8 ноября 2021 года. Две недели до этого жители Самарской области «тренировались» посещать торговые центры по OR-кодам / сертификатам о вакцинации от коронавируса или о перенесенном ковиде. Тогда в регионе действовал локдаун. После его окончания QR-коды потребовались практически повсеместно. Теперь по ним пропускают в ТЦ, МФЦ, в парикмахерские, салоны красоты, кино и театры, бассейны, фитнес-центры, рестораны и другие закрытые помещения, где может потенциально скапливаться большое количество людей.
Власти ввели QR-коды / сертификаты о вакцинации или перенесенном COVID для того, чтобы остановить распространение новой коронавирусной инфекции. Однако этот шаг не все восприняли позитивно.
В декабре мы проводили опрос читателей в социальных сетях и задавали им вопрос: «Поддерживаете введение QR-кодов повсеместно?» Только за четыре дня в опросе приняли участие более полутора тысяч человек. Некоторые даже оставляли свои гневные комментарии под постами. Публикуем самые яркие из них.
— Когда этот цирк с кодами закончится?????? Бред какой-то, — посетовал мужчина, который представлен в соцсетях как Максим Боцман.
Его поддержала и жительница Самары Елена.
— Да заколебали уже. Падаешь в обморок от нехватки кислорода, снимаешь маску — и сразу к тебе несутся: «Наденьте маску». Заходишь куда, еще даже очки не отпотели, чтобы видеть хоть что-то, к тебе сразу с этим кодом. Нервирует ужасно, — отметила девушка.
Вход в автобус через переднюю дверь
С новыми правилами входа в автобус жители Самары столкнулись в ноябре 2021 года. Сначала, правда, публично это называли экспериментом. Но на деле оказалось иначе: и водители, и кондукторы убеждали пассажиров, что это правило уже действует непреложно. А мэрия и перевозчик — «СамараАвтоГаз» — сообщали, что с помощью входа в переднюю дверь можно четче контролировать масочный режим пассажиров и оплату ими проезда.
Самарцев возмутила новая система посадки в автобусы: к этому оказались не готовы ни сами пассажиры (они толпились у передней двери и задерживали посадку, а также тех, кто томился на средней площадке в ожидании, пока все зайдут и водитель наконец откроет дверь на выход), ни автопарк перевозчика. Горожане жаловались чиновникам, в итоге мэр Лапушкина пообещала, что, возможно, правила будут пересмотрены.
Впоследствии перевозчик уточнил, что вход в переднюю дверь актуален только для автобусов средней вместимости — МАЗы и ПАЗы. А водители автобусов большой вместимости должны открывать все двери на вход.
Потом самарский градоначальник сообщила, что перевозчик рассматривает возможность установки валидаторов в автобусах.
Пробки на Московском шоссе и не только
Редакция очень сомневается, что в Самаре найдутся люди (имеем в виду социально активных, работающих граждан), которые ни разу не стояли в дорожных пробках. Особенно страдают те, кому приходится ездить на работу и с работы по основным магистралям города, среди которых Ново-Садовая и Московское шоссе. Ситуацию на Ново-Садовой осложнило еще и строительство развязки на пересечении с улицей Советской Армии. Работы начались в феврале 2021 года. Путепровод будет начинаться у ДК «Современник» и заканчиваться после улицы XXII Партсъезда. Строительством занимается компания «СамараТрансСтрой» («СТС»). Подробнее о работах можно прочитать в новостях, объединенных общим сюжетом.
Не исключено, что часть автомобилистов, чтобы избежать заторов на этой магистрали, выбирали себе маршрут по Московскому шоссе. И добавлялись тем самым в уже имеющийся ежедневный плотный поток. Осенью мы готовили материал, где предлагали возможные варианты, которые могли бы разгрузить магистраль. Один из них — строительство второго этажа над Московским шоссе, причем проезд по нему был бы платным.
Непростая дорожная ситуация традиционно складывается и на пересечении улиц Авроры и Гагарина. В начале декабря мы писали, что идея реконструкции Авроры прописана в проекте поправок в Генеральный план Самары. На названном перекрестке предполагается строительство многоуровневой развязки. Однако пока такое преображение дороги только в планах. А пробки между тем никуда не делись.
Рост цен на услуги ЖКХ и на продукты
В 2021 года в Самаре существенно подорожали продукты. Летом в регионе цена моркови доходила до 100 рублей за килограмм. И это был не единственный подорожавший продукт. Свой взгляд на рост цен в Самарской области представил почетный президент Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко.
Кроме того, с 1 июля в регионе увеличили тарифы на холодную воду, водоотведение, электричество, горячую воду, отопление, газ. Подобные повышения в середине года вроде бы уже стали традиционными, однако продолжают раздражать.
— Скоро не будет даже денег на хлеб, а цены каждые полгода растут. Куда?! Как жить?! — восклицал в сердцах один из жителей Самары в комментариях к новостям 63.RU на эту тему.
К слову, в Самаре в 2021 году серьезно подорожало и жилье. Об актуальных ценах на квартиры рассказывала в интервью 63.RU президент Поволжской гильдии риэлторов Ольга Пискаева.
Разрытые до декабря котлованы и повсеместный ремонт теплотрасс
В 2021 году ремонт теплотрасс был в Самаре особенно масштабным. Практически одновременно в городе проводили работы по десятку объектов, в том числе и крупных. Ремонт на нескольких адресах не закончили и к началу учебного года, и даже к началу отопительного сезона, например, на улице Силина и в районе Гаражного проезда.
Читатели 63.RU негодовали по этому поводу. А кое-где, по сообщению горожан, котлованы зарыли только в конце осени — начале зимы.
P. S. Мы понимаем, что ремонт и замена теплотрасс — это вынужденная и необходимая мера для того, чтобы избежать крупных порывов на коммуникациях зимой, таких как случились на Ташкентской — Стара-Загоре (в январе 2019 года в 15-м микрорайоне затопило несколько улиц, в том числе трамвайные рельсы, без отопления остались сотни многоквартирных домов, через день недалеко от этого участка произошел второй, тоже крупный, прорыв). Однако не все жители города оказались готовы терпеть неудобство и негативно высказывались о сложившейся ситуации.