Недвижимость Персона недели интервью «Не всё, что высоко, — плохо»: главный архитектор Самары рассказал, как изменится застройка города

«Не всё, что высоко, — плохо»: главный архитектор Самары рассказал, как изменится застройка города

Публикуем интервью Игоря Галахова

Игорь Галахов занимает свой пост уже 5 лет

Город человейников, похожий на лоскутное одеяло, или жемчужина Поволжья? Какой Самару видят эксперты в сфере архитектуры? 63.RU взял интервью у руководителя управления главного архитектора города Игоря Галахова и узнал ответы на эти и другие вопросы.

«Качество — это тоже товар»

Как вы думаете, появилась ли за последние 10–15 лет единая архитектурная стратегия развития города?

— Стратегию утвердили на период до 2025 года. В документе есть цели, к которым нужно стремиться. Это позволит развиваться городу динамично-поступательно, минимизировав конфликты и проблемы дальнейшего развития, интересов основных участников, вовлеченных в этот процесс. Но программы, раскрывающей порядок, механизмы достижения заявленных целей, мероприятий, необходимых для развития отдельных территорий и города в целом, не сформировали.

Игорь Галахов родился 5 октября 1958 года в городе Шауляй, Литва. В 1980 году окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. Свою карьеру начал в том же году в проектном институте «Куйбышевгорпроект». С 1980 по 1989 год работал архитектором, а затем и старшим архитектором и архитектором группы в мастерской № 2. Разрабатывал проекты планировки жилого района в пойме реки Самары, поселка завода Масленникова и исторической части Ленинского и Самарского районов. Автор монумента «Ладья», стелы к 400-летию Самары. Принимал участие в создании «Правил землепользования и застройки» в 2010 году. Его мастерская «Рекон» работала над проектом «5 кварталов» и первого в Самаре пятизвездочного отеля Lotte. В 2018 году возглавил управление главного архитектора города.

Если сравнивать принцип застройки/развития Самары начала 2000-х и сегодня, что изменилось?

— Изменяются подходы в части формирования новой застройки. В большей степени стали уделять внимание не отдельным объектам, а формированию городской среды. Также на первый план выходят интересы горожан. Они ведь являются основными потребителями как объектов, так и среды в целом.

А какие территории внутри города сегодня недооценены застройщиком, какие из них стоит осваивать в первую очередь?

— Не секрет, что у Самары расчлененная планировка. У нас есть провальные территории, в так называемой «срединной зоне» города, отстающей в своем развитии от соседних. Это территории, которые находятся на стыке между исторической частью города, с полуторавековой застройкой и застройкой военного времени на Безымянке. Здесь эффективность использования территории низка. И наша задача — сделать всё возможное, чтобы «подтянуть» эти участки до требуемого уровня.

Многие дома на Безымянке построили после Великой Отечественной войны

А какие конкретно районы у нас входят в «срединную зону»?

— Это зоны с массовой индивидуальной застройкой вдоль будущей трассы «Центральная» (проспект Карла Маркса), в Промышленном и Советском районах, территории вдоль Московского шоссе, улицы Панова, частный сектор. Здесь же находятся закрытые объекты промышленно-коммунального назначения.

Обывателю кажется, что сейчас в городе как грибы после дождя растут высотки-человейники. Как вы считаете, они уродуют архитектурный облик города? Или архитектурным обликом города можно пожертвовать ради развития первичного рынка недвижимости? И можете ли вы как главный архитектор города как-либо влиять на этот процесс?

— Мы с вами рассматриваем вопросы архитектурного облика города. Думаю, что многое зависит от городского контекста. На вновь застраиваемых территориях (например, вдоль Московского шоссе) эта застройка сама формирует новый эстетический облик. И всё зависит от качества архитектуры и композиционных решений, а не ее высотности. Ведь не всё, что «высоко, — это плохо, а низко — хорошо». А определение «человейники» скорее относится не к габаритам самого здания, сколько к их скученности и необустроенности окружающей территории.

Но если обратить внимание на застроенные территории, особенно на центр, то ситуация в корне меняется. Любой объект, размещенный в этой части Самары, должен носить контекстуальный характер. Ведь здесь уже определены свои ориентиры и ценности, и приоритет остается за сложившейся городской средой. И всё новое должно «пройти проверку» — насколько оно гармонично вписывается в окружение.

Например, на проспекте Масленникова или улице Победы сформировалась своя аутентичная среда, свой масштаб и архитектурный облик. И у этих зон уже свои ценности. Новые объекты должны вписываться в то, что уже есть.

Стоит ли жертвовать архитектурным обликом города ради насыщенного рынка жилья? А этот вопрос адресован к гражданину или к главному архитектору Самары? В силу своих должностных обязанностей я должен всемерно способствовать формированию привлекательного архитектурного облика нашего города. И я стараюсь это делать.

Решать вопрос в отрыве от других проблем невозможно. Любой объект, особенно в жилищном строительстве, это коммерческое предприятие. Но при этом он должен еще решать и социальные вопросы, помогать городу развиваться.

Наглядный пример — комплексное развитие застроенных территорий. Его задача — не только приращение жилья. При этом решаются проблемы отселения людей из аварийного фонда, развития систем жизнеобеспечения — транспорта, инженерии, социального обслуживания, благоустройства территорий. Тот же архитектурный облик становится неотъемлемым условием комфортного проживания на этих территориях.

Поэтому нельзя говорить, что одно должно заменять другое. Каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно. Где-то смещать приоритеты, но не отказываться в угоду одному от остального.

Но у КРТ есть пока что один недостаток. Чиновники несколько лет выставляют кварталы на торги, но никто в аукционах не участвует. И даже если властям удается заключить контракт, то застройщик после отказывается от освоения территорий. Как вы думаете почему?

— Тут скорее вопрос к застройщикам или департаменту градостроительства — непосредственным участникам процесса. Мне кажется, идет поиск консенсуса. КРТ должно вестись силами и за счет инвесторов и застройщиков.

«Это коммерческие силы, где нет места для благотворительности. Если они не смогут получать выгоду, то и выходить на участок нет смысла»

С другой стороны — городу важно развивать территории. И стороны ищут такие пути решения проблемы, которые позволят соблюсти интересы как людей, так и бизнеса.

А вообще сейчас как можно оценить архитектурный облик Самары? Что его определяет, какие особенности?

— Архитектура, композиция, колористика. К сожалению, во многих случаях низкого профессионально-эстетического уровня. Это касается в первую очередь жилой массовой застройки, в случаях, когда всё подчинено извлечению максимальной выгоды при минимуме затрат. И с этим мы работаем, но пока не с тем результатом, который хотелось бы видеть. Нынешние игроки рынка должны понять, что качество — это тоже товар, а еще — деловая репутация и престиж. Полагаю, облик будет меняться по мере достижения консенсуса между обществом, властью и бизнесом. Чему, несомненно, может помочь изменяющаяся нормативно-правовая база в данном вопросе. Уже в сентябре в соответствии с федеральным законодательством войдет в силу Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства.

Можете назвать несколько проектов жилой или коммерческой застройки, реализованных в Самаре в последние 10 лет, которые, по вашему мнению, благоприятно сказались на архитектурном облике если не города, то какой-то отдельной территории?

— В своем ответе я ограничусь лишь примерами, которые могут стать хорошими ориентирами в решении архитектурно-градостроительных задач. С точки зрения формирования будущей среды проживания это проект застройки территории бывшего завода ЗИМ. Примером комплексного подхода в массовом строительстве — Южный город. Жилье высокого стандарта — ЖК «Империал».

Южный город — один из успешных примеров массового строительства

Как в Самаре находят компромисс между защитой исторического наследия и необходимостью развития новых пространств? Возникают ли при этом конфликты?

— Его ищут, находимся в постоянной полемике по составу и подходам в сохранении историко-культурного наследия и дальнейшего развития исторической части города. Ситуация усложняется тем, что это действующий центр города. Общегородской центр — это самая динамично развивающаяся среда. Пора переходить в практическую плоскость. И здесь многое будет зависеть от правильно выбранных «правил игры» и последовательности действий. В ближайшее время всё это должно быть определено в рамках реализации проекта Исторического поселения г. Самара.

Можно ли ожидать в ближайшие несколько лет реновацию городской среды? В чем она могла бы состоять?

— Не только можно, но и нужно. Но только на комплексной и бесконфликтной основе. Если все необходимые решения на сегодня были бы приняты — работа бы уже кипела. Есть много мнений и взглядов на то, что и как делать. Поэтому мы и разрабатываем программу действий, где обозначены конкретные сроки и шаги. К этой работе привлечены все заинтересованные стороны.

В Самаре большой процент жилой застройки занимают хрущевки. Как вы думаете, что с ними будет в перспективе 30–50 лет? Можно ли в течение этого или более позднего времени ожидать, что их признают ветхими домами?

Хрущевки уже исчерпали свой ресурс. Их средний срок службы — 70–80 лет. Они устарели и морально, и физически, потому нуждаются в постоянном наблюдении и ремонтах.

И в ближайшие время нужно принимать решения, что с ними делать. Приоритетный вариант решения проблемы — это их реконструкция. Это позволит увеличить площадь квартир, привести их в соответствие к действующим нормативным требованиям. В Москве и Московской области такие примеры есть.

«Хрущевки уже исчерпали свой ресурс. Они устарели и морально, и физически»

Несмотря на актуальность проблемы, в Самаре программа по модернизации такого типа жилья еще не запущена. Предложения обсуждали, и не раз. Одно из последних озвучивали члены Самарской региональной организации Союза архитекторов России. Коллектив авторов готовил предложения по конкретным площадкам вдоль улицы Гагарина. Главное, чтобы не останавливаться на пути быстрейшей реализации этих предложений, а это зависит от согласованности действий инициаторов, власти и самих жителей этих кварталов. Ведь это нужно как нынешним жильцам домов, так и будущим.

Без надстроек и пристроек не обойтись. Они-то и обеспечат увеличение жилых метров! И заодно усилят конструкции зданий. Авторы идеи утверждают, что работы можно провести или без расселения реконструируемых зданий, или с кратковременным отселением в маневренный фонд с последующим возвращением. Если реконструкция окажется экономически невыгодной, то дом проще снести, а на его месте построить новый. Опять же, это позволит предоставить лучшие условия жильцам и получить прирост жилья.

«Развитие города в руках самих жителей»

Еще в Самаре очень много частного сектора. Причем с ростом города этот частный сектор теперь оказывался практически в центре города. Например, массив в границах Потапова, Ново-Садовой, Московского шоссе. Как вы оцениваете перспективы развития этой территории с градостроительной точки зрения? Это же место, где могут быть реализованы проекты с большим количеством проживающих.

— Многое зависит от самих жителей. Их интересы являются приоритетными при рассмотрении перспектив развития территорий их проживания. Наглядный пример — территория вокруг улицы Потапова. В 2008 году, когда обсуждался новый генплан, жильцы этой территории были против новой застройки и настояли на сохранении ее под индивидуальную застройку. Но сохранилась необходимость в развитии этих территорий в интересах города! Уже в 80-е здесь планировали новый общегородской центр. Тем не менее развитие территорий приостановилось, и район видоизменяется достаточно спонтанно.

Но ведь есть ситуации, когда власти изымают участки у людей, так как они оказались в зоне будущего строительства. Например, такая ситуация сложилась на территории, по которой планируют продлевать улицу Авроры и строить магистраль «Центральная».

— Вы привели случаи, когда изъятие земельных участков производится исходя из общественной необходимости. Это происходит в исключительных случаях и на возмездной основе.

Но есть еще и метро! Вторая линия подземки пройдет большей частью под Московским шоссе. И его красные линии достигают 150 метров. Технический коридор там поместится. Да, придется перекладывать существующие инженерные коммуникации. Но и этого можно будет избежать, если проходить глубоко под землей.

Вы принимали участие в создании уже двух генпланов Самары. Почему некоторые отраженные в генпланах города проекты так и остаются на бумаге?

— На моей памяти — трех. Наверное, потому что генплан — это модель тех реальных процессов, которые происходят в городе, она всегда проще оригинала и упрощает эту реальность. Наши ожидания от планирования города не всегда оправдываются. Поэтому генплан приходится постоянно мониторить и корректировать. Последняя корректировка была произведена год назад.

При подготовке генплана составляются прогнозы, рассчитанные на 5–7 лет. И чем больше период времени, тем он менее прогнозируем. Еще в 90-е мы поняли, что наряду с генпланом необходимо продумывать и стратегию. Она задает основные векторы и ориентиры перспективного развития, что позволяет оптимизировать результат.

«Самаре не хватает парков и лесов»

Можете назвать 3–5 самых необходимых городу проектов из нового генплана?

— Генплан — это сложный, многослойный по своей структуре документ, направленный на решение многоцелевых задач. Важнейшая из них — экология.

У нас очень мало зеленых насаждений. Мы не дотягиваем до нормативов, если говорить о застроенной части города. Не хватает парков и бульваров, а те, что есть, не всегда используются эффективно в интересах горожан. У нас прекрасный зеленый фонд на северо-востоке города, но он не обустроен для организации отдыха и досуга.

Яркий пример — Парк 60-летия Советской власти. Это проблемная территория. Есть много мнений на счет ее будущего использования — от природного заповедника до городского парка.

«Мне кажется, что Парк 60-летия Советской власти не выживет в нынешнем виде»

Реалии таковы, что этот природный комплекс сегодня окружен со всех сторон жилой застройкой и подвержен нерегулируемому использованию, что в конечном итоге приведет к его деградации. Необходима его санация, благоустройство с последующим постоянным уходом. А для сохранения его как природного комплекса благоустройство должно быть сведено до удобств пребывания на его территории. Стоит обратить внимание на успешный опыт создания экопарков в соседних регионах страны. Например, по тюменскому образцу. Это касается и других рекреационных территорий города.

Еще один важный аспект развития города — это транспорт. Самара имеет конфигурацию сегмента, ограниченного радиусами двух рек. И так сложилось, что в транспортной структуре города не хватает поперечных связей, обеспечивающих гибкое перераспределение транспортных потоков по основным магистралям. Это улица Луначарского — проект, который долго, но успешно реализовали, продолжение улицы Авроры и XXII Партсъезда, на которые разработаны проекты и в ближайшее время ожидается их реализация, расширение улицы Ново-Вокзальной на отрезке до Ново-Садовой. В планах — строительство обводной магистрали, объединяющей все въездные магистрали в город.

Но это пока планы на будущее. Такие решения обеспечат возможность на разных этапах перераспределять транспортные потоки в городе. Причем делать это можно будет на въезде в город, а не внутри. И это только один из транспортных вопросов, над которыми в настоящее время ведется работа городской администрацией.

В последнее время активно обсуждается идея продления набережной. Как вы считаете, какой должна быть ее архитектурная концепция?

— Программа Самарских набережных предполагает как продление, так и завершение недостающих фрагментов Волжского берега в застроенной части города. Это позволит сделать набережную непрерывной. Речь идет об участках в районе Стрелки, пятой очереди (под фон Вакано и ГРЭС) и вдоль территории бывшего завода ЗИМ. Это из того, что планируется. Если их реализовать, то протяженность набережной составит почти 14 км.

А вот с архитектурной точки зрения это разные проекты. Например, на Стрелке предлагался проект «матрешек». Им предусматривалось продление набережной от 6-го причала, по образу и подобию схожей с существующими.

На участке 5-й очереди иная концепция. Был проведен международный конкурс, по итогам которого готовится рабочий проект. Причем в основу легло несколько идей. Прежде всего пришлось учитывать, что на всём ее протяжении находятся объекты культурного наследия. Хотелось сохранить природную составляющую. И, чтобы соблюсти эти условия, пришла идея построить эстакадную набережную. Береговую полосу благоустроят, а на эстакаде будет организована прогулочная зона, с выходом на Волжский проспект, предусмотрено оборудование мест для хранения маломерных судов, яхт-клуба и причала.

И фрагмент у ЗИМ. Если всё будет реализовано по проекту, мы получим двухуровневую набережную. Нижний будет вдоль уреза воды, а верхний — на незатапливаемых отметках городской застройки. Предусматривается природный склон с дорожками, променадом, объектами обслуживания. Такое решение обусловлено высоким берегом Волги. Намечается связь с территорией загородного парка, у которого будет своя пляжная зона. И если всё сложится, то набережная будет непрерывной вплоть до первой просеки.

Куда, по вашему мнению, будет расти город и куда ему нужно расти?

— Хотелось бы, чтобы он прежде всего рос внутри себя. Следует привести в порядок ранее застроенные, требующие своего обновления территории. Их необходимо модернизировать и благоустраивать в целях более эффективного использования.

Основными векторами территориального роста города остаются южное и северо-восточное направления. Здесь будет идти освоение новых территорий, что в свою очередь соответствует направлениям пространственного развития всей Самара-Тольяттинской агломерации.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления