Двухуровневая развязка на пересечении улиц Ново-Садовой, Советской Армии и улицы XXII Партсъезда обрела свои очертания. Подрядчики работают на объекте круглосуточно, в несколько смен. За несколько месяцев специалисты выполнили большой объём работ, но предстоит им сделать еще больше. Самарский видеоблогер поделился видеохроникой реализации масштабного проекта.
63.RU же предлагает вспомнить, с чего всё начиналось.
2012 год
Впервые о планах по строительству двухуровневой развязки у ТЦ «Апельсин» заявили еще в 2012 году. Тогда региональные власти рассчитывали приурочить ее открытие к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года. Это было связано с тем, что чиновники планировали разместить стадион на стрелке рек Волги и Самары. Но после переноса спортобъекта в район Радиоцентра необходимость в новой дороге исчезла. Проект заморозили на несколько лет, лишь изредка вспоминая о нём от случая к случаю.
2015 год
Вновь о строительстве путепровода заговорил министр транспорта и автомобильных дорог региона Иван Пивкин осенью 2015 года. По его словам, развязка позволит решить проблему пробок. Уже тогда были известны параметры путепровода.
По словам главы Минтранса, Ново-Садовую протянут над двумя улицами: Советской Армии и XXII Партсъезда. При этом развязка будет начинаться в районе ДК «Современник» и заканчиваться после улицы XXII Партсъезда. Последнюю к тому же планировали привести в порядок и продлить.
Но 5 лет назад Иван Пивкин пояснил, что столь масштабные работы начнутся в Самаре после чемпионата мира по футболу 2018 года. При этом министр транспорта добавил, что на время строительства на Ново-Садовой ограничат движение транспорта, а для объезда оборудуют дублеры.
2016 год
Подготовка к строительству двухуровневой развязки началась во второй половине 2016 года. Тогда же Иван Пивкин вновь передвинул реализацию проекта на время после чемпионата мира. Осенью стала известна ориентировочная стоимость возведения путепровода — 4,5 миллиарда рублей.
2018 год
После этого региональные власти на несколько лет забыли про планы по возведению путепровода. О проекте вспомнили в январе 2018 года. Глава Минтранса Иван Пивкин уточнил, что строительство могут начать в ближайшие 3 года.
В это же время чиновники активизировались и продолжили подготовительные работы. Например, начали судиться с владельцами построек, которые находятся на территории предполагаемой развязки. Также они вновь отправили на доработку план строительства.
Параллельно Минтранс сообщил, что работы могут включить в национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Это означало, что одним из источников финансирования может стать федеральный бюджет.
Между тем чиновники решили совместить возведение развязки еще с одним дорожным проектом. Предполагается, что подрядчики не только продлят улицу XXII Партсъезда, но и расширят улицу Советской Армии.
2019 год
Время шло, но конкретики о сроках строительства так и не появлялось. В середине июня представители Минтранса вновь сообщили, что подрядчики доделывают проект. При этом сроки его реализации сдвинулись на 2021–2023 годы. Также чиновники представили визуализацию путепровода.
А в конце июля стало известно, что проект отправили на государственную экспертизу. Тогда же Минтранс уточнил, что строительство начнется не раньше 2021 года.
Ближе к концу года чиновники пересчитали смету работ. Оказалось, что путепровод можно построить гораздо дешевле — всего за 3,6 миллиарда рублей. Однако кто именно возьмется за реализацию столь грандиозной задумки? Это пока оставалось загадкой.
2020 год
Около полугода про проект строительства ничего не было слышно. Но осенью Министерство транспорта вновь сообщило о недочетах в документах. По словам чиновников, их снова необходимо было отправить на доработку. А в конце ноября 2020 года представители ведомства начали искать подрядчика для реализации задуманного. Также Минтранс уточнил сроки строительства. Предполагалось, что откроют ее не раньше осени 2023 года.
Но за хорошими новостями последовали и плохие. Чиновники в очередной раз пересчитали смету и выяснили, что реализация проекта требует больших финансовых вложений. Вместо заявленных ранее 3,6 миллиарда рублей строительство оценили уже ровно в 4 миллиарда рублей. И подрядчик будет получать деньги по частям. В 2021 году финансирование составит 1,48 миллиарда рублей, в 2022 году — 1 миллиард рублей, в 2023 году — 1,52 миллиарда рублей. Однако затем аппетиты Минтранса всё же немного подсократили — до первоначальных 3,58 миллиарда.
Чем ближе было начало строительства, тем больше вопросов и недовольства оно вызывало. Представитель КПРФ Михаил Матвеев потребовал отложить возведение развязки на несколько лет. Вот как коммунист объяснил свою позицию:
— Та схема, которая есть сейчас, вызывает вопросы. Речь идет о закрытии Ново-Садовой на 3 года. При этом до начала работ обустройство дублеров или поперечников не планируется. Так как Ново-Садовая — одна из главных продольных улиц Самары, то ее закрытие приведет к колоссальным пробкам, — пояснил депутат.
Народный избранник предлагал отложить начало строительства на несколько лет. За это время, по его мнению, необходимо было обустроить несколько поперечников — продлить улицы Авроры и XXII Партсъезда.
Начало 2021 года
В январе Минтранс объявил имя подрядчика. Единственным участником торгов и их победителем стало ООО «СамараТрансСтрой». Эта же компания претворяла в жизнь и другие дорожные проекты: реконструировала Московское и Красноглинское шоссе, проспект Кирова и мост через Сок и Самарский (Фрунзенский) мост.
ООО «СамараТрансСтрой» основано в Самаре в мае 2011 года. Директор — Сергей Сурков, учредитель — Олег Дорошенко. Он же является основателем нескольких компаний, в том числе ульяновского двойника «СамараТрансСтроя» — «Ульяновсктрансстроя». При этом компанию связывают с депутатом губдумы Андреем Мурзовым (он возглавляет комитет по транспорту), но официального подтверждения этому нет. Хотя он занимается таким же бизнесом.
Но до начала непосредственно строительства подрядчику предстояло провести большую подготовительную работу. Одним из этапов стало обустройство дублеров. Запасные дороги начали прокладывать в феврале.
В середине февраля Минтранс огорошил горожан ожидаемым, но всё же сюрпризом. Чиновники заявили, что до конца строительства Ново-Садовую перекроют полностью. А основной поток машин на себя примут дублеры. Причем ограничивать движение будут постепенно, в несколько этапов.
Также региональные власти не исключили, что строительство развязки повлияет и на работу трамваев. Однако, по их словам, контактные сети перенесут ночью, и в этом случае сбоев в движении общественного транспорта не предвидится.
Весна 2021 года
В середине апреля 2021 года Минстранс снова столкнулся с проблемами. Во время обустройства дублеров рабочие наткнулись на неучтенные в проекте коммуникации. Часть их них находилась как раз там, где должны были находиться опоры эстакады. Документы вновь пришлось отправлять на доработку.
Серьезные коммунальные происшествия начались в мае 2021 года. Во время строительства рабочие повредили трубу водовода диаметром 900 миллиметров. Потоки воды затопили перекресток Ново-Садовой и Советской Армии. Очевидцы поделились видео последствий инцидента:
Лето 2021 года
Аналогичная коммунальная авария повторилась и в августе 2021 года. На этот раз подрядчик зацепил трубу диаметром 1200 миллиметров. Всего же за несколько месяцев представители «РКС-Самара» насчитали 5 повреждений. Подобные происшествия уже случались при реконструкции Московского шоссе. Тогда без холодной воды порой на несколько дней оставались жители нескольких районов города.
Несмотря на многочисленные предупреждения и напоминания, каждый новый этап перекрытия основного хода Ново-Садовой оказывался для местных водителей неожиданностью. В конце июня 2021 года на перекрестке с улицей XXII Партсъезда даже пришлось выставлять патрульных и сотрудников ГИБДД. Но даже это не помогло решить проблемы с транспортом.
За несколько месяцев рабочие наметили место расположения почти всех опор будущей эстакады. Более того, подтверждаются прогнозы Минтранса по организации движения в этой части города. Участок Ново-Садовой от XXII Партсъезда до «Современника» будет проходить сверху.
Вот как описывает эстакаду заместитель руководителя «СамараТрансСтрой» Алексей Зотов:
— Особенность строительства этой развязки состоит в том, что каждая стойка по высоте отличается от другой, потому что задает продольный профиль транспортной развязки. Расширенная вверх форма стоек является индивидуальностью путепровода. Это оригинальное решение проектировщиков, при котором конструкция визуально будет восприниматься легкой, — объяснил Алексей Зотов.
Путепровод проходит в непосредственной близости от двух капитальных строений: ТЦ «Апельсин» и ДК «Современник». И в середине сентября на фасаде последнего местные жители заметили трещины.
Осень 2021 года
Последний этап перекрытия Ново-Садовой стартовал в конце сентября 2021 года. Как минимум на два года всю нагрузку на себя приняли дублеры.
А местные жители вновь пожаловались на строителей. По их словам, подрядчики несколько месяцев по ночам шумят прямо под окнами.
— Мы не можем спать и жить здесь. Ужасный шум стоит с июля 2021 года. Когда рабочие бурили скважины у «Современника», было не так шумно. Но, думаю, жильцы домов по соседству тоже вкусили все «прелести» стройки. Сейчас же работы шумные начинают около 23:00, а заканчивают в 4–5 утра. И как нам спать? — рассказала местная жительница.
Вот как в Минтрансе отреагировали на претензии горожан:
— Госконтракт не предусматривает посуточного графика. Подрядчики сами решают, в какое время проводить те или иные работы. Но чтобы сократить время ограничений, строительство ведут круглосуточно. При этом чиновники администрации Промышленного районе штрафовали компанию за нарушение режима тишины. Сейчас специалисты пересмотрели технологию очистки бурового инструмента при выполнении работ по устройству буронабивных свай. Это должно снизить уровень шума, — сообщил министр транспорта Самарской области Иван Пивкин.
Завершить строительство развязки планируют в конце 2023 года.