Самара буквально задыхается в пробках. Заторы на дорогах становятся обычным явлением не только в вечерние и утренние часы пик, но и днем. Однако есть несколько проектов, которые, по мнению властей, должны решить эту проблему и облегчить жизнь автомобилистам и пассажирам общественного транспорта. Мы о новых дорогах, которые в Самаре собираются или уже начали строить. Мы собрали в материале информацию о самых масштабных задумках. Рассказываем, что известно о реализации этих проектов на данный момент.
Магистраль Центральная
Проект магистрали Центральной планировали еще во второй половине XX века: впервые о возведении этой дороги заговорили в 1965 году. Тогда в генплане города появились наброски будущей трассы. Больше полувека проект кочевал из одного документа в другой, стройку не один десяток раз переносили. 63.RU публиковал хронику.
Строительство магистрали разделили на две фазы. Сейчас активно идут работы по строительству первого этапа: от границы Самары до Ракитовского шоссе. Мы публиковали свежее видео со стройплощадки. Работы там должны закончить в 2025 году.
Второй этап магистрали включает в себя обустройство дороги от Ракитовского шоссе до проспекта Кирова. Прокладывать новую проезжую часть будут по проспекту Карла Маркса. Эта улица проходит через весь город, но лишь местами есть полноценная дорога. Протяженность новой трассы составит 4,9 километра. Мы рассказывали, какая компания стала генподрядчиком работ на магистрали. Ей также предстоит возвести два путепровода:
на пересечении проспекта Карла Маркса и железнодорожных путей, в районе станции Дачной;
на пересечении магистрали Центральной и улицы Садовой в поселке Петра Дубрава.
Также дорогу соединят с Северным шоссе. Известно, что на загородном участке магистрали автомобилисты смогут развивать скорость в 120 км/ч, а в черте Самары — до 80 км/ч.
Северное шоссе
Северное шоссе — один из самых ожидаемых транспортных проектов в регионе. Оно должно стать настоящей дорогой жизни для жителей двух новых удаленных микрорайонов — Крутых Ключей и Кошелев-парка — и в целом Волжского района. Проект по праву может считаться грандиозным, он включает в себя шесть этапов. Первый уже готов. Проезжую часть сделали от улицы Мира в Крутых Ключах и дальше по территории Кошелев-парка до выезда в районе улицы Аннетты Басс. Стройка дороги обернулась судебными тяжбами.
Второй этап дороги должен пройти параллельно улице Мира. По схеме, которую Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области предоставило 63.RU, этот отрезок соединит Московское шоссе и Крутые Ключи. Он будет начинаться около Красного Пахаря и заканчиваться на улице Путевской. Также предполагается организация заезда на бульвар Финютина. Работы на этом этапе уже идут.
На третьем этапе дорогу проложат от Красного Пахаря до развязки около ТЦ «МЕГА». На Московском шоссе должны построить мостовой переход и тоннель под дорогой. Четвертый этап Северного шоссе — самый длинный участок. Минтранс планирует проложить дорогу вдоль дачного массива Орлов Овраг (от границы, ближайшей к улице Константина Грота в Стройкерамике) и вывести ее к будущей магистрали Центральной (для ориентира — примерно в районе улиц Брусничной и Высоковольтной в Зубчаниновке). Причем на пересечении сделают развязку.
Пятый этап Северного шоссе предусматривает строительство дороги от территории Крутых Ключей до леса в районе улиц Кубанской и Петра Монастырского в поселке Стройкерамика, развязки и тоннеля под железной дорогой. Сроки начала строительно-монтажных работ перенесли на 2024 год. Шестой этап Северного шоссе хоть и значится последним, но ясности по нему больше, чем по остальным. Он предусматривал строительство дороги в Крутых Ключах — от бульвара Финютина до развязки у МЕГИ. Движение по новой проезжей части уже запустили.
Продление улицы Авроры
На продление улицы Авроры от Московского шоссе до Ново-Садовой планируют потратить более 7 миллиардов рублей. Судя по информации из соответствующего постановления Минтранса, из этих денег 3 миллиарда потратят в 2024 году, оставшиеся 4 миллиарда — в 2025 году.
Разговоры о продлении улицы Авроры тянутся еще с 2018 года. Новая дорога будет четырехполосной, и ширина полосы движения составит от 3 до 3,75 метра. Ее протяженность будет 4,9 километра. Посмотрите видеосхему.
Предполагается, что на пересечении Авроры и Московского шоссе обустроят многоуровневую транспортную развязку с тоннелями. А на втором крупном перекрестке планируют изменить ось Ново-Садовой. Для пешеходов же сделают тротуары.
Однако пока местные власти ведут подготовку к масштабным работам. До начала строительства им необходимо расчистить территорию. Параллельно чиновники изымают участки под будущую дорогу. Дело в том, что здесь находятся дома и гаражные массивы. Их придется снести.
Продление улицы XXII Партсъезда
Продление улицы от Московского шоссе до Ново-Садовой анонсировали около 10 лет назад. Начало работ несколько раз откладывали из-за недостатка денег. Планируется, что на всём протяжении участка сделают по две полосы движения в каждую сторону. Но ближе к Московскому шоссе она будет расширяться до трех полос. Предусмотрено устройство центральной разделительной полосы и островков безопасности на пешеходных переходах.
В августе 2023 года департамент градостроительства объявил торги на поиск подрядчика для выполнения первого этапа работ — выноса коммуникаций, которые являются основной сложностью проекта. Однако уже на этом этапе возникли сложности. Тем не менее муниципальный контракт заключили, работы начались. Продлению улицы мешали кафе и автомойка. Их уже снесли. Сейчас власти изымают для муниципальных нужд здание, расположенное за магазином «Посуда». Очевидно, чтобы демонтировать. Мы публиковали полный список зданий, которые планируют снести из-за реконструкции улицы XXII Партсъезда.
При этом горожане попросили посадить деревья вдоль улицы XXII Партсъезда. Это оказалось невозможно. Мы рассказывали почему.
Южная обводная дорога
Южная обводная дорога (ЮОД) должна пройти по территории Самарского, Железнодорожного, Советского и Куйбышевского районов. Общая ее протяженность будет 9,24 километра. По задумке властей, дорога свяжет 3 моста через реку Самару и позволит разгрузить исторический центр областной столицы. Кроме того, строительство дороги позволит облегчить доступ к жилым кварталам и облагородить берег реки Самары.
В мае 2022 года Минтранс решил отказаться от планов по возведению ЮОД. Деньги с этого проекта перераспределили на продление улицы Авроры. Но потом Министерство транспорта и автомобильных дорог возобновило работу над проектом Южной обводной дороги.
Предполагается, что полос движения будет 4 (по две в обоих направлениях), ширина проезжей части — 3,75 метра. Кроме того, проектной документацией предусмотрено устройство тротуаров, электроосвещения на всем протяжении автодороги, благоустройство и озеленение территории, ливневой канализации. На пути трассы, которую планирует строить областной Минтранс, находятся «Самарский судоремонтный завод», ЗАО «Мягкая Кровля», ООО «Самарский комбикормовый завод», «Самарский мукомольный завод», «Самарский электромеханический завод», ПО «Уралнефтемаш», самарский завод «Ротор», завод «Самарский трансформатор».
Строить дорогу планируют в несколько этапов. Первый — от улицы Водников до Самарской. Второй — от улицы Самарской до проспекта Карла Маркса. Последующие этапы — от проспекта Карла Маркса до Южного шоссе. Проектирование первого этапа специалисты должны закончить в 2024 году. Сложность проектирования связана с большим количеством переустраиваемых инженерных коммуникаций, путей РЖД. Также уже идет проектирование и второго этапа магистрали.
Выше мы вспомнили проекты, которые озвучили власти. Проекты все масштабные, дорогостоящие и весьма сложные в исполнении. А между тем мы выяснили у жителей Самары, а какие дороги нужны им. Оказалось, что планы чиновников несколько отличаются от запросов самих горожан.
Какая из дорог, по-вашему, больше всего необходима Самаре?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно