Дороги и транспорт Станция метро «Театральная» Миллиарды зарыли в землю зря? Самарское метро рискует остаться «недоразвитым»

Миллиарды зарыли в землю зря? Самарское метро рискует остаться «недоразвитым»

Региональные власти хотят отказаться от развития «подземки». Почему?

Дождутся ли самарцы развития метро?

Источник:

Строительство метро — одна из многочисленных болевых точек Самары. Первую ветку «подземки» начали строить ещё в 80-е годы прошлого века, и не могут закончить до сих пор. К началу 2025 года открыты 10 станций. На бумаге же готов проект второй линии и, по слухам, существует ещё и документация по третьей. Однако теперь есть вероятность, что всё это так и останется несбывшейся мечтой самарцев. 63.RU углубился в проблему и узнал, какое же «проклятье» висит над метро.

Минус станция и долговое ярмо

Последняя официально открытая станция самарского метрополитена — «Алабинская». Её начали строить ещё в 2007 году, а открыли для пассажиров только в феврале 2015-го. Правда, после этого подрядчику потребовалось ещё несколько лет, чтобы довести объект до ума и достроить необходимую инфраструктуру.

Но и то, что получилось, сложно назвать полноценной конечной станцией метро. Дело в том, что по единственной ветке поезда курсируют челночным способом. То есть составы приходят на один путь, и с него же отправляются назад до «Российской», переходя на второй путь по стрелке и следуя дальше по маршруту.

Поезда курсируют от станции «Юнгородок» до «Алабинской»

Источник:

После открытия «Алабинской» местные власти не торопились завершать первую ветку. В изначальном проекте у этой линии должно было быть ещё две станции — «Самарская» и «Театральная». Но в ноябре 2021 года министр строительства Самарской области Николай Плаксин заявил, что планы изменились. Вместо двух станций в областной столице построят всего одну, но зато сразу конечную.

— От идеи строительства станции «Самарская» пришлось отказаться. Так как между ней и планируемой «Театральной» слишком маленькое расстояние, — объяснил Николай Плаксин.

Незадолго до громкого заявления главы Минстроя губернатор Самарской области сообщил, что правительственная комиссия одобрила региону инфраструктурный кредит. Губернии выделили 10,4 миллиарда рублей на 15 лет под 3% годовых. Но и условия выдвинули весьма жесткие. «Театральную» необходимо было закончить в I квартале 2024 года, то есть почти за два года. В эти сроки должны были уложиться все этапы работ, от подготовки проекта до ввода в эксплуатацию.

Но на этом обязательства, которые власти Самарской области возложили на себя, не заканчиваются. Вместе со строительством «Театральной» необходимо было заняться возведением жилья на Безымянке. Проект получил название «Второе дыхание».

Свой подрядчик

В результате региональным властям удалось найти деньги на реализацию масштабного проекта. Но кому же доверить работы?

Ответ на этот вопрос не заставил себя долго ждать. «Алабинскую» строила и достраивала «Волгатрансстрой-9», которая входит в группу компания «Волгатрансстрой». С этим же подрядчиком региональные власти и заключили многомиллиардный контракт.

АО «Волгатрансстрой-9» и ООО «Волгатрансстрой-Проект» входят в группу компаний «Волгатрансстрой». Председатель правления и генеральный директор — Вячеслав Сонин. ГК является родственным бизнесом для холдинга «Балтийская строительная компания», основателем и владельцем которого являлся Игорь Найвальт. В Самаре компания известна тем, что построила здание железнодорожного вокзала. У «Волгатрансстроя» много госконтрактов с правительством Самарской области. Компания, которая входит в ГК, участвовала в благоустройстве территории у стадиона «Солидарность Арена», построила новый Дворец спорта в столице региона, спроектировала речной вокзал.

Одним из этапов подготовки к строительству «Театральной» стал демонтаж трамвайных путей в центре Самары. Предполагалось, что движение общественного транспорта возобновится через три года, вместе с запуском новой станции метро.

Следующий этап — это расселение домов, которые находятся в непосредственной близости от места строительства «Театральной». Здесь не обошлось без скандалов. Предполагалось, что эта процедура займет несколько месяцев, но она растянулась на годы. Более того, ходом расселения заинтересовались следователи. Но и здесь расследование уголовного дела по статье «Халатность» превратилось в волокиту.

Для самой «Театральной» в центре Самары вырыли не один, а сразу два котлована. Первый находится на Галактионовской, рядом с оперным театром. Именно здесь и будет находиться сама станция. Второй же находится недалеко от «Алабинской», на пересечении Самарской, Ново-Садовой и Полевой.

Предполагалось, что тоннель, который свяжет «Алабинскую» и «Театральную», будут прокладывать с помощью двух щитов. Однако потом от этой идеи пришлось отказаться. Но и тот комплекс, который привезли в Самару, довольно долго стоял без дела. Как раз из-за задержки при расселении домов.

ОПГ «Театральная»

Но этим и без того длинный список проблем при строительстве «Театральной» ограничивается. С осени 2023 года самарские следователи выясняют детали махинаций, в которых могли участвовать первые лица Самарской области.

Под следствием оказались представители «команды Азарова»

Источник:

Первым в поле зрения силовиков попал бывший первый вице-губернатор Самарской области Виктор Кудряшов. Его задержали спустя несколько часов после ухода из «белого дома». Незадолго до этого следователи провели обыски в офисе «Волгатрансстроя», а также вызывали на допрос врио министра строительства Михаила Асеева. Кстати, самого чиновника также задержали и арестовали. Правда, тогда его подозревали в махинациях, связанных с подготовкой к строительству «Самарской». Уже потом, несколько месяцев спустя, он также окажется в числе фигурантов уголовного дела, связанного с «Театральной». Пока же мы вернемся к доводам, которые озвучили следователи во время ареста Виктора Кудряшова:

— Уголовное дело о превышении полномочий возбудили 13 ноября 2023 года. По версии следствия, подозреваемый знал о стремительно растущем дефиците бюджета Самарской области, об отсутствии дополнительных источников финансирования строительства станции метро «Театральная». В период с 2022 по 2023 годы он действовал в составе организованной преступной группы и интересах компании «Волгатрансстрой» (ВТС). Согласовал увеличение предельной стоимости строительства станции метро «Театральная» до 18,4 миллиарда рублей. Дальше, в нарушение федерального закона, привлек в качестве единственного подрядчика компанию, связанную с ВТС, — рассказала представитель гособвинения.

На этом, по ее словам, роль Виктора Кудряшова в возможной афере не закончилась.

— Чиновник воспользовался средствами резервного фонда Самарской области и распорядился выплатить подрядчику 3,5 миллиарда рублей. Всё это время подозреваемый состоял в организованной преступной группе с другими должностными лицами правительства Самарской области и подведомственных учреждений. Это позволило Виктору Кудряшову создать видимость эффективного исполнения своих должностных обязанностей пред Правительством РФ при реализации средств, которые Самарская область получила в рамках инфраструктурного кредита на реализацию госпрограммы. Речь идет о проекте комплексного развития и транспортной доступности Безымянки, так называемом «Новом дыхании». Подозреваемый и его предполагаемые подельники, чтобы скрыть свои действия, изменили бюджетные росписи. Таким образом возникла мнимая необходимость в строительстве нового объекта гражданской обороны. Это якобы было необходимо из-за обострения геополитической ситуации при условиях проведения Россией СВО на Украине, — пояснила представитель гособвинения.

Практически через год, в октябре 2024 года, стали известны новые фигуранты уголовного дела. Ими оказались предшественник Михаила Асеева на посту главы Минстроя Николай Плаксин и бывший руководитель Минфина Андрей Прямилов.

Ещё несколько дней спустя, в конце октября 2024 года, депутат Государственной думы Александр Хинштейн сообщил, что следователи возбудили уголовное дело по статье «Организация преступного сообщества с использованием служебного положения». Пока что фигурантами стали названные выше чиновники «белого дома» и «неустановленные лица». По словам политика, смету на «Театральную» искусственно увеличили до 18,4 миллиарда рублей, а для получения инвестиционного кредита в 10 миллиардов из федерального бюджета подозреваемые якобы ввели в заблуждение президента и Правительство РФ.

— Зная Кудряшова много лет, я ни за что не поверю, что он мог действовать по собственной инициативе, без команды тогдашнего губернатора Дмитрия Азарова. В структурах «ВТС» был трудоустроен его родной брат Олег, а руководитель и основной бенефициар компании Вячеслав Сонин входил в ближайший круг губернатора, — добавил Александр Хинштейн.

Пока что имя Дмитрия Азарова не фигурирует в связи с этим уголовным делом. Однако все известные фигуранты так или иначе связаны с бывшим главой региона. Не исключено, что его могут опросить и по деталям возможной аферы с «Театральной». Но в каком статусе?

Метро-аутсайдер?

На эскизах станция выглядит очень красивой

Источник:

Всего в России функционирует 7 метрополитенов: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и в Самаре. И наша «подземка» по разным показателям уступает своим «собратьям». Она самая короткая в стране, всего 12,6 км (Екатеринбург опережает на 100 метров), да и пассажиропоток — около 13 миллионов пассажиров в год.

Прошлый глава региона, Дмитрий Азаров, видел перспективы в этом виде общественного транспорта. Но Вячеслав Федорищев, который возглавил регион летом 2024 года, сделал сенсационное заявление — власти не будут развивать метро. Свою позицию губернатор объяснил в интервью агентству ТАСС:

— Самарское метро мало загружено, оно не отвечает задачам гармоничного распределения транспортного потока. Оно обрывочно. В качестве альтернативы рассматриваются другие виды рельсового транспорта. Например, при развитии территории около стадиона «Самара Арена», — рассказал глава региона в интервью агентству ТАСС.

По словам Вячеслава Федорищева, региональные власти планируют обратить большое внимание на зону вблизи спортобъекта.

— Будем развивать её как перспективную территорию города. Туда должно подойти легкое метро наземное или скоростной трамвай. Это вопрос для серьезного изучения центра компетенций. Но точно не метро подземное. Это гораздо дороже и менее эффективно по всем параметрам. Мы проанализировали транспортные потоки и заказываем дополнительные исследования. Метро капиталоемко и не всегда должно решать проблему грамотного градостроительного подхода, — добавил Вячеслав Федорищев.

При этом, как пояснил губернатор, уже начатые работы по строительству метрополитена доведут до конца. Его коллега, первый вице-губернатор Самарской области Михаил Смирнов, надеется, что запуск «Театральной» состоится в 2026 году. При этом он считает, что стройку не стоило начинать.

— Метро в центре Самары вызывает жаркие споры, волнующие кулуарные обсуждения, а подчас — откровенный страх даже очень уверенных в себе людей. Прикасаться к теме метро при прочих равных сейчас многим не хочется. А хайповать, наоборот, желающие всегда найдутся, — рассказал Михаил Смирнов.

Чиновник заявил, что если бы 3-4 года назад у него спросили, что рациональнее для Самары — одна станция метро или 500 новых автобусов, — то он бы выбрал второе.

— Следую принципу: «каждый рубль бюджетных инвестиций в капитальные объекты эффективнее тогда, когда касается большего количества людей». Но сегодня такой роскошной альтернативы уже нет. Начатую стройку необходимо доводить до конца, чтобы призыв со столичного плаката «Неудобства временны — метро навсегда» не выглядел в Самаре позорной издевкой, — объяснил свою точку зрения политик.

«Метро недоделано»

Парламентарий считает, что метро нужно дотянуть до ж/д вокзала

Источник:

Депутат Государственной думы Михаил Матвеев частично согласен с губернатором Самарской области. Однако у него есть свои замечания на этот счет:

— Тянуть линию метро до стадиона точно не нужно. А вот довести метро после «Театральной» до ж/д вокзала — мне кажется, от этих планов в перспективе отказываться не нужно. Именно от того метро и недозагружено, что недоделано. И самое важное: в СССР метро в городах-миллионниках строил центр. Потом, после развала СССР сбросили на регионы. Мы поднимали в Госдуме необходимость вернуть федеральное финансирование, но Марат Хуснуллин не поддержал и по факту это не происходит, если не считать индивидуальных решений. Например, Екатеринбургу удается развивать метро за счёт федеральных инфраструктурных кредитов, выделяют деньги и Москве с Питером, у которых их и так — как у дурака фантиков. Но там есть гарантированный пассажиропоток, а в Самаре из-за просчётов при проектировании его нет (хотя предвидеть развал заводов, к проходным которых тянули метро в 1975-80 годах было трудно), — объяснил свою точку зрения Михаил Матвеев. — Подводя итог: сама Самара метро дальше строить в одиночку не потянет. Но в стране не так много городов-миллионников. И необходимо менять отношение федерального центра к ним: восстанавливать федеральное финансирование или софинансирование метро. В отличие от Таджикистана, Сирии, Армении и так далее (список длинный) это будут, по крайней мере, деньги, не выброшенные на ветер.

«Стряхивайте лапшу с ушей»

Свое мнение озвучил известный самарский общественник Андрей Ишмуратов. Он считает правильным решение Вячеслава Федорищева перестать развивать метро:

— Никакой руководитель не может придерживаться верного пути без ободряющих слов справедливой поддержки от экспертного сообщества. Они, как мудро установленный маяк, как указатель на развилке — не позволят уйти с правильной дороги. Вячеслав Федорищев в интервью ТАСС завил о планах отказаться от дальнейшего строительства метро. Это решение давно пора было принять, — заявил Андрей Ишмуратов. — Весь самарский постсоветский метрострой обусловлен только самым низкопробным популизмом и желанием украсть деньги. Публике нравится, когда им обещают очередные Нью-Васюки, рисуют плотную сеть линий на карте. Среднему обывателю что 100 миллионов, что 100 миллиардов, всё одно, он таких денег отродясь не видел. Тем более, ему не приходит в голову, что эти средства придётся забрать с других направлений. Поэтому отказаться от раздачи подобных обещаний очень трудно. Они ведь ничего не стоят. Это вывоз мусора наладить тяжело, а пообещать «когда-нибудь» построить три линии метро — очень легко.

Как считает блогер, именно такие обещания и могли привести к потенциальной коррупции при строительстве метро.

— На мотиве украсть денег и останавливаться не надо, уголовные дела говорят сами за себя. Долгий, большой проект, да ещё и под землёй, к которому многие относятся как к какому-то храму несбыточных надежд. О, лучше не придумаешь. На что собственно рассчитывали все прошлые губернаторы? Разумеется, таких денег у региона и близко нет и не предвидится. Модель простая — выпросить федеральных денег. Ну и вот смотрите, Азаров с Кудряшовым четыре года обивали пороги, нарисовали экономическое обоснование со сверхзавышенными прогнозами, отказались от двух станций, плевали на людей и законы с расселением, «мотивировали» какого-то начальника в Минтрансе (который потом сбежал с деньгами за границу), пошли на прямой обман президента. Из кожи вон вылезли. И что же? Что мы получили за все семь лет этих титанических усилий? Яму посреди города — и всё.

Общественник предполагает, что региональным властям стоило найти другой вектор приложения энергии:

— Если бы все эти силы, время, административный ресурс были брошены на реалистичный, востребованный, обоснованный проект? Так и денег бы получили раньше и больше. И люди увидели бы изменения города к лучшему, а не к худшему. Глядишь, и фигуранты были бы на свободе и пользовались уважением, а не получали плевки и проклятия. Поэтому я говорил это и буду говорить. Лучше отрубить хвост один раз, чем по кусочкам. Взять на себя ответственность и покончить с этой безумной историей. Прекратить всё проектирование, убрать это из генплана, исключить из целевых программ. Поставить окончательную точку. Конечно, Натальчук не для того отправил сына в Губдуму, чтобы сразу сдаться. Поднимется вой прикормленной публики. Что они только не начнут говорить. Про престиж, про мечты, про занятость, про пользу освоения денег лишь бы на что, про перспективу развести федеральный центр не на десять ярдов, а на сто. Вячеслав Андреевич, стряхивайте с ушей эту эмоциональную лапшу и задавайте один простой вопрос: какой на этом направлении пассажиропоток? — обосновал свою точку зрения Андрей Ишмуратов.

Что нужно делать с метро в Самаре?

Заканчивать «Театральную» и останавливаться
Заканчивать «Театральную», и переходить ко второй ветке
Зарыть котлован в центре города и не делать «Театральную»

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY30
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
238
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Каждый год выбрасываете сотни тысяч на ветер»: журналистка — о том, как отказалась от новых вещей
Полина Краснопевцева
корреспондент
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем
Объявления