Огромные мосты, скоростные магистрали, новые станции метро — все эти объекты стоят огромных денег, которые выплачивают из кармана народа. В Самарской области есть несколько частных контор, которые поднаторели на исполнении такого вида работ и получили миллиардные контракты. Кто же они? И кто за ними стоит? Мы выяснили много всего интересного.
В основу нашего расследования легли данные о государственных контрактах, заключенных с органами власти Самары и области за 2022-й и начавшийся 2023 год, и выявили пять подрядчиков, богатых на крупные подряды.
На короткой ноге с депутатом
Самым успешным самарским подрядчиком оказалось ООО «СамараТрансСтрой» («СТС»), которое специализируется на строительстве дорог. Компания принадлежит Олегу Дорошенко.
Карьера этого бизнесмена несколько раз пересекалась с депутатом Самарской губернской думы Андреем Мурзовым. Дело в том, что Олег Дорошенко работает директором в ООО «Техкомплект», собственником которого является Андрей Мурзов. При этом сыну депутата принадлежит земля на Московском шоссе, где собираются построить огромную 23-этажку. Строить махину планирует ООО «Специализированный застройщик «Стройсервис»», подконтрольный всё тому же Олегу Дорошенко.
На счету «СТС» такие крупные подряды, как реконструкция Московского шоссе, строительство моста через реку Сок и возведение второй очереди Фрунзенского (Самарского) моста. Организация построила и двухуровневую эстакаду на Ново-Садовой.
2022 и 2023 годы также оказались урожайными для «СамараТрансСтроя». Компания получила больше 15 новых государственных подрядов на общую сумму 15 миллиардов 468 миллионов рублей. Самый крупный контракт — строительство долгожданной магистрали Центральной за 8,6 миллиарда рублей.
Пока речь идет о первом этапе. Дорогу построят от Ракитовского шоссе в Самаре до дороги Обводная Самары. При этом нужно сделать два путепровода: на пересечении магистрали Центральной и улицы Садовой в поселке Петра-Дубрава и на пересечении проспекта Карла Маркса и железнодорожных путей, в районе станции Дачной.
Работы уже вовсю идут. Посмотрите последнее видео с площадки.
В текущем году подрядчик уже успел выиграть контракт на капитальный ремонт региональной трассы в Кошкинском районе за 2 миллиарда рублей.
При этом фирма делает хорошие деньги не только на самарской земле. В 2022 году «Самаратрансстрой» получил 3 контракта на общую сумму больше 37 миллиардов рублей от управления Росавтодора по Волго-Вятскому экономическому району. Эти подряды связаны с реконструкцией участков федеральной трассы М-7 «Волга», которая проходит через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Уфу.
Со своим министром?
Поменьше на подрядах заработали компании, подконтрольные АО «Волгатрансстрой» («ВТС»). Председателем правления и генеральным директором этого холдинга является Вячеслав Сонин.
В разные годы структуры «Волгатрансстроя» получали множество подрядов от властей Самарской области. Это строительство нового Дворца спорта, проектирование нового речного вокзала. Правда, пока последний заморозили. Также дочерняя фирма «ВТС» могла спроектировать пятую очередь набережной, но и там не срослось.
Не менее известна еще одна фирма Вячеслава Сонина «Волгатрансстрой-9». Она достраивала здание 6-го кассационного суда в Самаре.
Но настоящим кушем для компании стало проектирование и строительство новой станции самарского метро — «Театральной». На данный момент общая сумма заключенных контрактов составляет около 3 миллиардов рублей. За проектирование метро отвечает «Волгатрансстрой-Проект», за строительство — «Волгатрансстрой-9».
Станция «Театральная» станет последней на первой линии метро. Конструкцию платформы сделают колонного типа, с двумя вестибюлями и тремя лестничными сходами. Посмотрите эскизы. Строительство станции должны закончить к концу 2024 года.
Сейчас стройка в самом разгаре. Метростроители вырыли два стартовых котлована: на Галактионовской за оперным театром и на пересечении Полевой и Ново-Садовой. Теперь рабочие начали сборку огромного комплекса, который будет рыть тоннели метро.
Другой крупный заказ от властей получила структура «ВТС» — АО «Балтийская строительная компания-СПБ». Это строительство шестого этапа Северного шоссе. За исполнение заказа фирма получит 171 миллион 739 тысяч рублей. Кроме того, в начале 2022 года «БСК-СПБ» получила контракт на ремонт дорог в Тольятти.
Северное шоссе должно стать дорогой жизни для жителей микрорайонов Крутые Ключи, Кошелев-парк и в целом для жителей той части Волжского района. Строить его задумали в шесть этапов — мы рассказывали о каждом из них. Пока готов только первый. Шестой этап шоссе будет трассой в четыре полосы. Дорога будет идти от бульвара Финютина до трассы «Подъезд к Самаре от М-5 «Урал»».
Всего в 2022–2023 годах структуры «ВТС» набрали больше 20 госконтрактов на общую сумму 6 миллиардов 402 миллиона рублей.
Интересный факт. Нынешний министр строительства Самарской области — выходец из структур «Волгатрансстроя». Он возглавлял две дочерние фирмы Вячеслава Сонина: сначала «Балтийскую строительную компанию-СПБ», потом «Волгатрансстрой-Метро».
Не без кровавых скандалов
Хорошо подзаработало в истекшем году ООО «Научно-производственная фирма «XXI век»». По данным системы «Контур.Фокус», его руководителем числится Марат Гумеров. Учредителями же выступают Олег Кисаев, Данил Мухин, Владислав Неверов, Алексей Степанов и Алексей Тимофеев.
Компания часто выступает подрядчиком ремонта дорог в Самаре. Специалисты приводили в порядок улицу Ленинградскую, Стара-Загору, Ташкентскую, Арцыбушевскую и другие. Также фирма ремонтировала Демократическую. Но из-за образовавшейся колейности к подрядчику возникли вопросы.
Не обошлось и без серьезных скандалов. После смертельного ДТП на Демократической в 2021 году — тогда Land Rover вылетел с дороги в столб — претензии компании выставили сначала представители прокуратуры, а затем и Минтранс.
Чиновники подали в суд на подрядчиков. От компании потребовали привести дорогу в порядок за свой счет. Во время процесса стороны смогли заключить мировое соглашение. Однако в арбитраже отказались узаконивать его.
Несмотря на это, 2022 год тоже стал весьма хлебным для компании. Общая сумма контрактов составила 1 миллиард 37 миллионов рублей.
Одним из основных источников дохода для фирмы была работа на самарский филиал ПАО «Т Плюс». Поставщики коммунальных услуг заключили с подрядчиком три контракта на уборку беспорядка, оставшегося после ремонта на теплосетях.
Также «XXI век» сделал хорошие деньги на ремонте самарских дорог — например, Ново-Садовой. В этом сезоне у компании тоже много работы. Она должна привести в порядок 20 участков дорог. В частности, — многострадальные путепровод «Аврора» и Южный мост. И да, их будут перекрывать.
Оконфузился с Заводским шоссе
Также работы по контракту с властями Самары и области выполняет ООО «Автодоринжиниринг». Компания была подконтрольна Софии Серпер. Это мать экс-депутата Госдумы от Самарской области Евгения Серпера. Но в феврале 2021 года фирму купил Денис Кравчук. У него есть несколько компаний по строительству зданий и дорог в других регионах — Чувашии, Оренбургской области и Башкортостане. Причем и София Серпер, и Денис Кравчук были учредителями ООО «Сызрань-фудс». Компания занималась торговлей мясом и мясными продуктами, но уже закрылась.
«Автодоринжиниринг» специализируется на строительстве автодорог. В 2022 году компания получила несколько крупных подрядов на общую сумму 654 миллиона рублей. Контракты подразумевают ремонт и содержание крупных магистралей — например, федеральных трасс М-5 «Урал» и А-300, которая проходит от Самары до границы с Казахстаном.
При этом репутация подрядчика подмочена. Конфуз связан с ремонтом Заводского шоссе, который «Автодоринжиниринг» не может завершить уже четвертый год.
Реконструкция шоссе стартовала в 2019 году. На первых этапах она была настоящей головной болью для автомобилистов и расположенных там предприятий. Ведь дорога на год фактически превратилась в строительную площадку. Весной 2020 года дорога стала напоминать огромную грязевую лужу.
Впоследствии асфальт всё-таки уложили, но не везде. Возникли проблемы из-за электрических кабелей, которые были обнаружены на участке от улицы Профильной до проезда Мальцева. Там построили три полосы из четырех запланированных. А чтобы доделать участок, потребовалась корректировка проекта и, конечно же, еще больше денег. Выделили 80 миллионов рублей. И теперь обещают доделать дорогу в 2023 году.
Без показательных наказаний не обошлось. Прокуратура возбудила в отношении директора «Автодоринжиниринга» административное дело. И суд дисквалифицировал его на полгода.
Состояние на парках
Последний в нашем списке — ООО «Вектор 21». Оно основано в 2006 году, зарегистрировано в Красноярском районе. В качестве основного вида деятельности указано «строительство жилых и нежилых зданий». Согласно данным системы «Контур.Фокус», учредители у фирмы те же, что и у «XXI века»: Данил Мухин, Алексей Степанов, Олег Кисаев, Алексей Тимофеев, Владислав Неверов.
Контракты «Вектор 21» получает на благоустройство знаковых площадок Самары. Деньги на это Самаре выделают из федерального бюджета — по распиаренному властями проекту «Формирование комфортной городской среды».
На счету «Вектора» — благоустройство Парка металлургов, площади Мочалова, Крымской площади, Сквера имени Фадеева. Участок улицы Авроры, где долгие годы располагался скандально известный рынок, преобразовали в прогулочную зону. Также компания опробовала свои силы в дорожном строительстве. «Вектору» доверили ремонт дорог в Ширяево.
Последний крупный подряд фирмы — благоустройство парка «Молодежный» в Промышленном районе. «Вектор 21» обновил часть зеленой зоны со стороны Ново-Вокзальной. Посмотрите, как теперь выглядит парк.
В 2022 году фирма продолжила зарабатывать на реновации городских пространств. Общая сумма полученных подрядов составила 271 миллион 560 тысяч рублей.
В этом сезоне «Вектор 21» продолжит благоустраивать парк «Молодежный». Также подрядчику предстоит привести в порядок территорию вокруг обновленного особняка Маштакова и «Воронежские озера».
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.