15 ноября 2024 года стало последним днем работы Елены Лапушкиной в должности мэра Самары. Она занимала этот пост почти семь лет. Каким она приняла город от своего предшественника и каким оставляет будущему градоначальнику? Предлагаем вспомнить, чем Елена Лапушкина запомнилась самарцам за это время.
Первая леди-мэр
Осень 2017 года запомнится самарцам перестановками как в руководстве области, так и в руководстве столицы губернии. В конце сентября о своем решении уйти в отставку заявил глава региона Николай Меркушкин. А через месяц прокуратура направила в гордуму представление об отставке Олега Фурсова из-за нарушения законодательства о противодействии коррупции. В администрации города пояснили, что поводом для этого стало участие мэра в клубе почетных выпускников аэрокосмического университета.
Депутаты гордумы объявили конкурс и назначили временно исполняющего обязанности мэра Самары. Этот пост почти на два месяца занял Владимир Василенко.
О своих амбициях заявили 46 человек. В числе претендентов на место мэра были, например, Михаил Матвеев (на тот момент — депутат губернской думы); Константин Ряднов, гендиректор АО «ЭкоСтройРесурс»; Наталья Боброва (на тот момент — профессор Международного института рынка); Владимир Терентьев (руководитель аппарата администрации Самары) и Владимир Василенко (но он и Владимир Терентьев отказались от участия в конкурсе). В списке кандидатов под номером 31 фигурировала глава Железнодорожного района Самары Елена Лапушкина.
Елена Лапушкина — химик по образованию, работала инженером в Куйбышевском машиностроительном объединении «Металлист». В 1992 году она перешла в администрацию Железнодорожного района, заняв пост председателя комитета по делам молодежи. Затем она стала заместителем главы.
В комиссию по выбору претендентов на пост мэра вошло 20 человек. 10 из них представляли власть региональную, 10 — городскую. Среди участников стоит отметить Дмитрия Азарова, который на тот момент был врио губернатора Самарской области. Он же в 2013 году, будучи мэром Самары, назначил Елену Лапушкину главой Железнодорожного района.
В итоге в финал вышло три человека. Это советник директора ООО «Управляющая компания ОЭК» Антон Алимов, глава администрации Железнодорожного района Елена Лапушкина и генеральный директор «ЭкоСтройРесурс» Константин Ряднов.
Известно, что во время собеседования будущий мэр обозначила основные задачи на посту: организация выборов президента РФ, подготовка и проведение игр чемпионата мира по футболу в 2018 году (в Самаре прошло 6 матчей) и формирование работоспособной команды. А во время выступления в гордуме отдельно прошлась по проблемам города: услуги ЖКХ и их оплата, доходы бюджета, дороги, местное самоуправление, молодежная политика, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса.
26 декабря 2017 года большинство депутатов городского парламента проголосовало за Елену Лапушкину. Одним из тех, кто приехал поздравить нового мэра, был и Дмитрий Азаров.
Уже после всех официальных процедур глава города озвучила свои первоочередные задачи:
— Я понимаю степень своей ответственности перед горожанами и перед городом. Я хочу, чтобы Самара развивалась, благоустраивалась. Задачи, которые перед собой поставила, я обозначила в своей программе. Это подготовка к выборам президента и к чемпионату мира по футболу, создание управленческой команды. Но прежде всего у нас несколько дней осталось до Нового года, и мне хочется навести порядок, очистить город от снега, чтобы у людей было прекрасное новогоднее настроение, — заявила Елена Лапушкина. — Я мечтала стать главой города. И да, я — хозяйка.
Во второй раз Елена Лапушкина стала мэром Самары в конце 2022 года. Тогда процедура отбора кандидатов также проходила в два этапа. В тот год о своем желании стать главой города заявили всего 15 человек, но двоих пришлось снять из-за отсутствия документов. Тогда до финального выступления дошло всего два претендента. И конкуренцию Елене Лапушкиной составил проректор МИРа Павел Чумак. Но за него из 27 депутатов гордумы никто не проголосовал, все голоса достались действующему мэру. Вот что градоначальник заявила в своей речи уже после назначения на должность:
— Уважаемые коллеги, я благодарю вас за то, что вы позволили мне управлять городом еще 5 лет. Историческое поселение — это важно, как и дорога на XXII Партсъезде. Но один человек вряд ли справится со всем. Но у меня есть поддержка в лице губернатора. Думаю, я справлюсь.
Битва за «ПАТ»
Одним из самых запоминающихся и неоднозначных решений за время работы Елены Лапушкиной в качестве мэра стала передача муниципальных автобусных маршрутов частнику. И точку в этом вопросе удалось поставить только 6 лет спустя, осенью 2024 года.
Всё началось весной 2018 года. Тогда депутат губдумы Михаил Матвеев опубликовал обращение сотрудников муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» («ПАТ»). По словам работников МП, оно оказалось на грани закрытия из-за долгов.
МП «Пассажиравтотранс» было создано в мае 2007 года. Территориально подвижной состав и основная инфраструктура располагались на Блюхера, 28а и Пугачевской, 73а. Также в собственности «ПАТ» находилась автостанция «Аврора» и 7 диспетчерских пунктов.
Городские власти искали разные пути спасения «ПАТ». Но, по словам чиновников, выхода из финансового кризиса у перевозчика просто не было.
— С осени 2017 года городской департамент транспорта изучал различные варианты вывода предприятия из кризиса. Рассматривались предложения по заключению концессионного соглашения и даже приватизации «ПАТа». В результате выбрали вариант сдачи имущества в аренду, при котором муниципальное предприятие будет сохранено. По итогам аукциона победило предложение ООО «СамараАвтоГаз» («САГ»). Организация сохранит объем пассажирских перевозок, обеспечит погашение долгов — около 500 миллионов рублей, — говорится в ответе мэрии на запрос 63.RU.
Поначалу «САГ» получил имущество «ПАТ» в аренду. Потом ему передали (за 0 рублей) и маршруты, которые обслуживало муниципальное предприятие. Эта смена перевозчика вызвала волну возмущений у местных жителей и сотрудников старого перевозчика. Горожане были уверены, что «САГ» будет действовать в своих интересах, а не в интересах пассажиров. Некоторые даже считали, что власти сделали всё возможное, чтобы привести «ПАТ» к банкротству.
Когда же к делу подключились ревизоры, снова запахло жареным. Специалисты УФАС по Самарской области возбудили дело в отношении Елены Лапушкиной как мэра города, департаментов управления имуществом и транспорта, а также руководителей «ПАТ» и «САГ». Их заподозрили в нарушении закона о защите конкуренции.
Через год свои претензии озвучили представители прокуратуры. Они усомнились в прозрачности контрактов, по которым «САГ» получил муниципальные городские маршруты за 0 рублей. Елену Лапушкину даже приглашали в суд, чтобы она ответила на претензии надзорных органов.
Со временем страсти улеглись. Правда, у прокуратуры иногда возникали претензии из-за некачественной работы общественного транспорта. Но их уже адресовали напрямую перевозчикам, как «САГ», так и «Трамвайно-троллейбусному управлению».
Но чиновники не исключали, что «ПАТ» мог вернуться к работе и стать вторым перевозчиком. И, с одной стороны, власти сами заявляли о желании возродить муниципального перевозчика. Даже несмотря на то, что часть имущества сгорела, а другую пришлось продать. С другой же — всё те же чиновники не давали «ПАТ» вернуться к работе.
История «ПАТ» закончилась в 2023 году. В мае городские власти объявили о ликвидации муниципального перевозчика. По их словам, это была вынужденная мера. Полтора года спустя, осенью 2024 года, чиновники вбили последний гвоздь в крышку гроба «ПАТ».
Трамваи тоже станут частными?
В конце августа 2023 года Елена Лапушкина рассказала, почему в городе так медленно идет обновление парка ТТУ. По самым скромным подсчетам, обновить нужно 360 вагонов, но таких денег в бюджете нет. Стоимость одного трамвая — около 70 миллионов рублей, а капитальный ремонт почти в два раза дешевле. Чтобы решить эту проблему, градоначальник не исключала привлечение частного инвестора и заключение концессионного соглашения.
Свою помощь предложили представители ООО «Мовиста Регионы Самара». Их предложение состояло в поэтапном обновлении инфраструктуры. Частники хотели не только поставить в город новые трамваи, но и обновить рельсы и даже построить новые.
Но после полугода переговоров стороны зашли в тупик. Однако инвесторы не исключали возможности рано или поздно найти общий язык с чиновниками.
Правда, далеко не все поверили в благородные мотивы «Мовисты». Михаил Матвеев, который к 2023 году уже стал депутатом Госдумы, провел параллель с историей передачи автобусных маршрутов «САГ».
— Заявленные условия звучат красиво. Но уже несколько лет идут слухи, что хотят захватить территорию ТТУ на Фадеева и Мичурина. Якобы там хотят ликвидировать один из трамвайных парков, а землю продать под застройку. Предыдущий эксперимент мэрии Самары в сфере автобусов показал, что идея провалилась. Думаю, это попытка группы лиц заработать, а не вложиться, — предположил парламентарий. — История с ликвидацией «ПАТ» показала, что ставка на инвестора себя не оправдала. Пассажиры жалуются на сокращение или отмены маршрутов, увеличение промежутков. У нас уже есть негативный опыт концессии. В Самаре, Тольятти и Сызрани, например, сети водоканала передали структурам, близким к Виктору Вексельбергу. И вместо прорывного улучшения мы видим только ремонт аварийных участков. А большую часть расходов на это переложили на жителей. Так может получиться и с трамваями. Концессия приведет только к повышению стоимости проезда. А развития не будет.
Всё выше, и выше, и выше!
В продолжение темы общественного транспорта предлагаем вспомнить ставшие уже регулярными повышения стоимости проезда. Только при Елене Лапушкиной тарифы пересматривали несколько раз.
В 2019 году за проезд пассажирам пришлось платить не 25, а 28 рублей. Правда, уже через год поездки снова подорожали. В 2020 году билет в муниципальном транспорте стоил уже 32 рубля при расчете наличными.
С 1 января 2022 года тарифы снова изменились. Одна поездка стала стоить уже 35 рублей при расчете наличными. Но тогда первый вице-мэр Самары Владимир Василенко пообещал, что такие расценки продержатся до конца 2023 года. Он назвал это решение «мораторием».
За несколько месяцев до конца года чиновники озвучили новые тарифы. Одной из причин такого решения стал коронавирус. Из-за него перевозчики потеряли, по словам городских властей, около 400 миллионов рублей. Во-вторых, существенно изменилась стоимость обслуживания общественного транспорта. В-третьих, ТТУ и «САГ» столкнулись с дефицитом кадров из-за неконкурентной заработной платы.
Первыми на повышение стоимости проезда по традиции отреагировали коммерческие перевозчики. Они первыми подняли стоимость билетов до 40 рублей. Причем сделали это 1 ноября 2023 года.
А вот городские власти растянули эту процедуру на несколько этапов. Сначала они, вслед за маршрутчиками, подняли стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте. Новые тарифы вступили в силу с 1 ноября 2023 года. Чуть позже выросла стоимость поездок в метро. На последнем этапе, с 1 декабря 2023 года, подорожали почти все виды транспортных карт.
Сквер вместо рынка
Рынок на пересечении улиц Авроры и Аэродромной пытались убрать три мэра подряд. Начал снос киосков Дмитрий Азаров, эстафетную палочку перехватил Олег Фурсов. Его лептой в этом процессе можно считать многочисленные суды с собственниками. Но окончательно торговые ряды, пусть и со скандалом, убрали именно при Елене Лапушкиной.
Переговоры с владельцами рынка, по словам представителей городской администрации, ничего не дали. И в ноябре 2019 года приставы по решению суда и с помощью подрядчиков очистили территорию от киосков и передали площадку мэрии Самары. Правда, не без скандала.
В 2020 году площадку, где были торговые ряды, благоустроили. Здесь разбили сквер с сухими фонтанами.
Подчиненные под следствием
За несколько лет руководства Самарой как минимум четверо подчиненных Елены Лапушкиной оказывались в центре крупных скандалов. Предлагаем кратко вспомнить о них.
Первой стала экс-глава Департамента образования Елена Чернега. Ее обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями.
По версии следствия, чиновница записывала детей в новый детский сад на Ташкентской. Но учреждение к тому моменту еще не ввели в эксплуатацию (оно заработало только осенью 2020 года). Несмотря на это, как считали силовики, Елена Чернега распорядилась начать распределение мест.
Сама чиновница свою вину не признавала. Она и ее адвокаты настаивали, что вмешательство депобра в решение вопросов было минимальным. Строительством и оснащением детского сада занимался Департамент градостроительства.
В результате суд прекратил уголовное дело в отношении Елены Чернеги. Ее обязали выплатить штраф в размере 40 тысяч рублей.
После вступления решения суда в законную силу чиновницу восстановили в должности, но самарцы потребовали ее уволить. Теперь ведомство возглавляет Ирина Коковина.
Департамент градостроительства Самары считается одним из «проклятых» мест для чиновников. В 2017 году силовики задержали Сергея Рубакова, который тогда руководил ведомством. Осенью 2018 года его приговорили к 4 годам колонии, а в феврале 2020 года — выпустили по УДО.
К тому моменту депстроем уже руководил Сергей Шанов. И летом 2022 года он оказался в эпицентре первого скандала. Прокурор Самары Артем Ярыгин потребовал уволить чиновника и его коллегу Сергея Маркина (возглавляет дептранс. — Прим. ред.). Причиной для такого требования стали нарушения, которые допустили чиновники при организации командировки в Дубай. Там, как уверяют в мэрии Самары, проходил образовательный форум, участниками которого стали не только Сергей Маркин и Сергей Шанов, но и первый вице-мэр Максим Харитонов и мэр Самары Елена Лапушкина. Правда, в итоге за всех «отдувался» только глава депстроя, к тому моменту уже экс.
Но претензии силовиков касались не только скандальной командировки чиновников в ОАЭ. Они нашли несколько эпизодов злоупотребления полномочиями со стороны Сергея Шанова. Они стали второй частью обвинений в его адрес в рамках уголовного дела. Его рассматривал Ленинский районный суд, который обязал чиновника выплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Однако, по последней информации, уголовное дело повторно направили прокурору на доследование.
Недолгой была карьера нового руководителя Департамента градостроительства Василия Чернова. Он сменил Сергея Шанова на посту осенью 2022 года. А уже весной 2024 года городским властям пришлось искать нового главу депстроя, так как сам Василий Чернов и его брат оказались под следствием. Как заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн, чиновника заподозрили в получении взяток.
— Размер взятки составил 6 миллионов рублей. Деньги передавались в два этапа и предназначались за помощь в искусственном завышении стоимости автомойки в Промышленном районе, которую городская администрация планировала выкупить для последующего развития территории, — рассказал Хинштейн в своем блоге.
Несмотря на то, что следователи не называли имен высокопоставленного сотрудника мэрии и его родственника, по формулировке «руководитель департамента градостроительства» можно было понять, о ком идет речь. С 11 апреля 2024 года Василий Чернов находится в СИЗО.
Самым неожиданным стало уголовное дело директора ТТУ Михаила Ефремова. Его задержали в начале июня 2024 года по подозрению в мошенничестве (статью впоследствии переквалифицировали в «Превышение должностных полномочий»). Правда, через месяц после ареста чиновника отпустили под домашний арест.
— По версии следствия, в 2023 году чиновник незаконно купил в лизинг 50 автобусов МАЗ. После чего он передал их в сублизинг коммерческому перевозчику — ООО «СамараАвтоГаз». Тем самым он нанес ущерб не только бюджету, но и жителям, не дождавшимся новых автобусов. Это объясняет причины транспортного коллапса в Самаре, — озвучил детали обвинений Александр Хинштейн.
Сейчас ТТУ возглавляет Александр Горшков. Как пояснили в мэрии, он будет занимать эту должность до тех пор, пока не будет окончательно решен вопрос с уголовным делом Михаила Ефремова.
Но самым «проблемным» чиновником мэрии стал заместитель главы Департамента управления имуществом Виктор Федоренчик. В октябре 2021 года его уволили из-за махинаций с жильем для сирот. Весной 2022 года экс-сотрудник ДУИ пытался вернуться на работу через суд, но ему отказали.
Через несколько месяцев Виктора Федоренчика вместе с подельником Александром Гараниным осудили. Весной 2023 года бывший замглавы ДУИ выслушал еще один приговор, по делу о махинациях с ремонтом в поселке Озёрном. Не прошло и пары месяцев, как у силовиков снова возникли вопросы к господину Федоренчику, и вновь из-за странных договоренностей о ремонте квартир в Озёрном.
А в конце сентября 2024 года прокуратура Самарской области сообщила о взыскании с бывшего сотрудника ДУИ 26 миллионов рублей. В такую сумму оценили ущерб от аферы с квартирами.
А чем еще запомнится вам время Елены Лапушкиной у руля Самары?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.